12+
29 марта 2024, пятница

69 славных лет

20.05.2020
69 славных лет

Двадцатые годы XX века – тяжелейшее для России время: участие в Первой мировой войне, интервенция, Гражданская война. Более 7 миллионов беспризорных детей. А страна ставила перед собой грандиозные планы, и нужны были грамотные, самостоятельно думающие и инициативные люди. Таких надо было воспитать. И было принято решение собрать детей в организацию, похожую по структуре на партию.

В 1922 году повсеместно начали организовывать пионерские отряды. «Пионер» – от слова «первый», «первопроходец». Уже в октябре этого года отряды собрали в объединение, назвав его в честь вождя восставших рабов Спартака. Но через 2 года умирает В.И. Ленин, и организацию юных пионеров-спартаковцев переименовывают в Детскую коммунистическую организацию юных пионеров имени В.И. Ленина. Под этим названием она существовала до образования Советского Союза, и в 1957 году получила окончательное название – Всесоюзная пионерская организация.

Организация создавалась не для развлечения а, как уже говорилось, для воспитания. Пионеры со школьных лет учились выполнять важные для общества дела. Уже в конце 20-х годов появилось понятие «пионер-герой». Так стали называть пионеров, проявивших особое мужество при столкновении с врагами.

Пионеры 20-30-х годов помогали бороться с неграмотностью, собирали средства на трактора для только что образованных колхозов, участвовали в радиофикации деревень, работали в избах-читальнях.

В годы Великой Отечественной войны ряды героев пополнились тысячами имен. Пионеры помогали подпольщикам, были связными, подрывниками, разведчиками, снайперами, становились сыновьями полков. На военных кораблях служили мальчишки-юнги. Тысячи детей были награждены медалями и боевыми орденами. Четырем – Лене Голикову, Марату Казею, Зине Портновой и Вале Котику было присвоено звание Героя Советского Союза.

Но и в труде пионеры не отставали от взрослых. В 40-е они заменили взрослых у станков, собирали лом на танковые колонны. Орден Ленина был вручен Мамлакат Наханговой, которая собирая хлопок, перевыполнила установленную для взрослых норму в 10 раз. Подростки дежурили в госпиталях, заботились о семьях фронтовиков и эвакуированных. А послевоенное поколение юных ленинцев помогало восстанавливать страну.

В 1959 году по призыву XIII съезда комсомола молодежь поехала в Казахстанские степи поднимать целину. И пионеры не остались в стороне: эшелон подарков, металлолом для железной дороги АбаканТайшет, линий электропередач в Сибири. А еще на заработанные ленинцами средства воздвигали памятники пионерам-героям. «Пионерский металл», «пионерская бумага», «пионерский сад» – эти словосочетания часто появлялись в печати, звучали по радио.

80-е годы стали последними в славной истории пионерии. Но и они были отмечены достойными делами. Миллион ребят участвует в операции «Зернышко», помогая взрослым на уборке урожая. На фермах ухаживают за молодняком, заготавливают корма, выращивают овощи. Продолжают шествовать над ветеранами войны и труда. За годы существования Всесоюзной пионерской организации государство неоднократно отмечало ее огромный вклад в общее дело укрепления страны. Она была дважды награждена орденом Ленина.

Наставники

В 1925 году в начальной школе п. Бабынино действовали 1, 2, и 3 классы, и в каждом была организована пионерская группа. Руководила ими Е.Г. Сахарова. Должность старшей пионерской вожатой ввели только в 1938 году. К этому времени наша школа стала семилетней, число пионеров значительно увеличилось, ими надо было грамотно и целенаправленно руководить. В разные годы работу с пионерами вели А.И. Еремичева, А.И. Тарасова, Е.П. Юркина, Г.А. Частовалова, К.И. Жарикова. А с 1962 года до прекращения деятельности организации пионерской дружиной имени Олега Кошевого БСШ №2 руководила Р.В. Елисеева.

Школа актива

Создание школы актива было необходимостью. Наиболее энергичных, с лидерским характером ребят надо было многому научить: быть командирами отрядов тимуровцев, вожатыми октябрят, знаменными группами, горнистами, барабанщиками, фланговыми. И обязательно все должны были знать закон пионеров СССР, их права и обязанности, торжественное обещание, всесоюзный девиз, а также ряд понятий, главных пионерских документов.

С активом занималась старшая вожатая, а затем пионеры-активисты шли «в люди» – по классам. Кроме того они участвовали в подготовке и проведении семинаров со старшими вожатыми школ района, классными руководителями пионерских отрядов.

Вспоминая эту часть своей работы, Роза Васильевна называет Г. Щур, О. Гаврикову, Л. Степакову, Л. Василенко, О. Бунакову, Т. Астахову, Г. Кикоть, Л. Щеголеву, Е. Зорину, В. Засульского, Т. Антосенкову.

А основными помощниками среди учащихся были: Н. Курочкин, Е. Васина, Н. Новиков, Н. Антосенков, Г. Семенов, В. Грибов, сестры Озеровы, В. Гречишникова, братья Сигуткины, А. Еремин.

Равнение на героев

Жизнь пионерской дружины неразрывно связывалась с жизнью страны. Дружины и отряды боролись за присвоение им почетных имен ее героев. Ребята ездили на экскурсии по местам их подвигов, например, были в Краснодоне на месте гибели молодогвардейцев, в Петрищево, где была казнена Зоя Космодемьянская. О героях собирали документы, ценные материалы. Например, Володя Трофимов вместе с мамой собирал сведения о 50-й армии и Лене Голикове, Герое Советского Союза, чье имя носил его отряд.

Разведчики боевой славы собрали и передали в музей материалы на тему «Герои среди нас» об истории комсомолии района, школьной пионерской организации. А результатом работы по маршруту «Моя Родина – СССР» стали школьные музеи, уголки, комнаты славы, стенды в школах района. Они, кстати, и были центрами воспитательной работы на местах.

Еще были всесоюзные марши «Всегда готов», «Салют, Победа», «Пионерстрой» и много других. Вся их работа была направлена на воспитание нравственности, культуры, всестороннего развития, физического оздоровления, патриотизма.

«Потеряно много полезного»

«В 90-е годы перестали действовать октябрятские, пионерские, комсомольские организации. Через них прошли миллионы детей, подростков, молодежи. С их уходом потеряно много полезного в моральном плане, – сожалеет Роза Васильевна. – Нравственные ориентиры, их основы и начала были утеряны. Не стало всесоюзных пионерских лагерей, Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов, туристических центров, детских газет, полезного телевидения. И все же надежда на возрождение хороших и полезных традиций остается. Да, это будет выглядеть по-другому, но пусть оно будет. Пусть в наших детях по-прежнему живут принципы их дедов и прадедов: любить Родину, помогать старшим, строить крепкое и здоровое общество, государство».

Л. ЕГОРОВА.

Новости ВРФ