12+
19 апреля 2024, пятница

К бирюзе через глину

15.11.2021
К бирюзе через глину

Ехали на родники, а увязли в проблемах деревни Савинское Калужской области.

Надо сказать, люди мы с Ольгой Новиковой, главным специалистом регионального минприроды, и фотокором Георгием Орловым бывалые – пара резиновых сапог на случай поездки в леса и болота у каждого есть. Заносила работа в такую глушь, где даже «буханка» не пройдет.

Но, собираясь на уникальные ключи в деревню Савинское Бабынинского района, всего в получасе езды от Калуги, не думали, что выбираться придется с помощью трактора.

ПОСЛЕ ДОЖДИКА В ПЯТНИЦУ

Мокропогодицу середины недели сменило пятничное солнышко. Оно обещало легкий путь и удачные кадры. Мощные восходящие источники в нашей области встречаются редко. А Савинским буквально на днях присвоили статус памятника природы регионального значения.

– Первый раз я попала туда случайно. Мы выезжали в Бабынинский район вместе с лесопатологами. От Святого колодца, как называют самый большой ключ местные жители, все пришли в восторг. Настоящая бирюзовая чаша! – еще сильнее заинтриговала нас Ольга Новикова.

Ухаб. Колдобина. Еще одна. Чем ближе к конечной точке нашего маршрута, тем хуже становилась дорога. Уже на пригорке над речкой Тирекреей показалась деревня.

Колеса «Баргузина» все глубже вязли в суглинке. Решили оставить машину и дальше идти пешком. Сапоги – к бою!

– Поднимемся и пройдем поверху, за деревней, – сказала Ольга Александровна.

– Нормальные герои всегда идут в обход! – подхватили мы с фотокором.

Наезженные колеи вели через поле мимо дворов, огородов, парочки любопытных коров.

– Вы сбились с маршрута! С кем не бывает, – то и дело напоминал навигатор.

– Он не ту дорогу показывает, – поставила на место искусственный интеллект наш гид.

На окраине Савинского спускаемся под горку. Голые верхушки стоящих по колено в воде деревьев врезаются в небо, будто взывают о помощи. Ощущение, что мы попали в декорации фильма в жанре хоррор. Оказалось – это «художества» бобров. Они соорудили на речке множество плотин и устроили запруды. Теперь Тирекрея недовольно журчит маленькими водопадами и топорщится топляком.

– Люди боятся, что речная вода зальет родник. А они из него воду для питья берут. Хотим в ближайшем будущем сделать небольшой каптаж, чтобы отделить источник, – поделилась Ольга Новикова. – А вот и он.

На нас смотрело бирюзовое «око»… Сквозь голубоватую поволоку воды вздымали песок грифоны.

СТОРОНА, ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ «БАРСКОЙ»

– Вы не заблудились, молодые люди? – услышали мы, поднимаясь в деревню.

На пороге дома стояла приветливая женщина. Познакомились. Оказалось, что Светлана Николаевна Кузнецова – уроженка здешних мест.

– Из Святого колодца, куда вы ходили, еще моя бабушка воду брала. Только он в те годы меньше был. Рядом стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ее разрушили в 1924 году. Наш край раньше назывался село Рождество, центр – деревня Савинское, а дальше – Кукуевка. В старые времена на противоположном берегу барин жил. До сих пор ту сторону «барской» называют. До войны около ста домов в Савинской было. Сейчас на зиму всего несколько семей остается, – рассказала Светлана КУЗНЕЦОВА.

– Святой колодец – единственный в деревне родник?

– Нет. Есть на том краю Галкин колодец. Он поменьше. Раньше родников на Тирекрее, пока бобры запруд не понастроили, было много. Речка моего детства глубокая и чистая. Бывало, летом пообедаем, бабушка ведро посуды соберет и скажет: «Девки, идите на речку, мойте посуду». Сегодня выше по течению скотные дворы. Воду из реки берем только для полива огородов.

– А понизу мы к Галкиному колодцу выйдем? Нам навигатор настойчиво дорогу понизу вдоль речки показывает.

– Она была там при советской власти. Сейчас заросла. Теперь деревня есть, а дороги на карте нет. Обращались с письмом в администрацию сельского поселения «Село Муромцево». Нам ответили: чтобы исправить карту, нужны большие деньги, в бюджете их нет. Сейчас ездим по краешку частных полей в обход деревни. По нашей дороге, особенно после дождя, проехать нереально. Только трактор спасает.

– А мы свой микроавтобус на краю деревни оставили, – демонстрируем свою предусмотрительность. Однако вскоре спасительная сила трактора понадобилась и нам.

СИНИЙ ТРАКТОР НАДЕЖДЫ

По пути на Галкин колодец мы обсуждали загадки Савинских родников. По одним данным, Святой колодец искусственного происхождения – в 1974 году тут пробурили геологоразведочную скважину на бурый уголь, а из нее пошла вода, да такого хорошего качества, что по просьбе жителей деревни источник сохранили. Теперь оказывается, что ключ был у храма и раньше. Об одном ли и том же источнике речь – вопрос.

Под ноги нам выкатились пушистые комочки. Котята вместе с псом Рыжиком сопровождали хозяйку.

– Вон там, где толстая ракита, раньше в речке молоко охлаждали, – показывает наша новая знакомая Татьяна Алексеевна Блатикова. – Много родников было. Семь «колен», старожилы говорят. Даже щук в омутах мужчины били острогами. Я здесь уже 26-й год живу, как замуж вышла.

Галкин колодец, один из истоков Тирекреи, – блюдечко с бетонной каемочкой по сравнению со старшим братом. Его грифоны едва заметны, но вода отливает той же синевой. На кусте красуется… швабра.

– Это чтобы родник в чистоте поддерживать, – объясняет Татьяна Алексеевна. – Кольцо разрушилось. Хотим скинуться всей деревней и его заменить. До недавнего времени все соседи собирались речку чистить. Теперь жителей стало меньше, да и силы у многих уже не те. Но тех, кто мусорить начинает, гоняем. Сюда из соседних деревень за водой приезжают. Особенно, когда там что-то случается с водопроводом. На Крещение тоже.

Мы уже сели в «Баргузин», сняли сапоги, когда савинская дорога показала себя во всей красе. Автобус накренился, колеса все глубже уходили в грязное месиво, мотор с визгом набирал обороты…

– Подтолкните!

Наши усилия тщетны. Во дворе крайнего дома затарахтел трактор. По всему видно, что машины тут приходится вытаскивать регулярно.

– Вчера похороны были. Так покойника пришлось нести. Ритуалка не прошла! Срам! – возмущались две пожилые женщины. – А детям как в школу ходить?

Значит, не случайно выпала у меня монетка в родник. Будет повод еще раз приехать. Понятно, что уход за родниками, очистку русла реки закон на муниципальные образования не возлагает. А местные дороги точно в их ведении. Поэтому просим считать данный материал обращением в администрацию Бабынинского района.

С. МАЛЯВСКАЯ.

Фото Г. ОРЛОВА.

(Калужские Губернские Ведомости № 45 от 5 ноября 2021 года).

Новости ВРФ