12+
20 апреля 2024, суббота

Четырежды он высаживал Высоцкого в горах Памира

10.03.2020
Четырежды он высаживал Высоцкого в горах Памира

…Мы рубим ступени, ни шагу назад,

И от напряженья колени дрожат,

И сердце готово к вершине бежать из груди.

Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина еще впереди…

«Вершина», В. Высоцкий.

В поселке Воротынск много лет проживает заслуженный человек, Вениамин Маркеевич Кожин, которому 8 марта исполняется 80 лет.

Окончив Кременчугское летное училище в 1963 году, он попал на работу во вновь формируемый вертолетный отряд в Душанбе, Таджикской ССР. В нем пролетал многие годы, пройдя путь от второго пилота до командира летного отряда. На сегодняшний день налет у Вениамина Маркеевича составляет 11 000 часов!

«За долгие годы своей летной работы в Таджикистане,сначала на вертолете МИ-4, а потом и на вертолете МИ-8, я перевез в горах очень много альпинистов из разных стран, приезжавших покорять горы, – рассказывает Вениамин Маркеевич. – Но особенно мне запомнился случай с нашим знаменитым соотечественником.

В 1969 году мой экипаж работал по заявкам Управления, перевозя альпинистов на Памире с аэродрома Джиргаталь на площадку Сулоева, расположенную над ледником Фортамбек (высота 4200 метров), откуда они шли покорять горные вершины. Однажды после ужина на аэродроме Джиргаталь знакомый руководитель московского альпинистского клуба «Спартак» позвал меня послушать песни в исполнении В. Высоцкого, и я с удивлением спросил его: «А кто это такой?».

Уверенно ориентируясь среди многочисленных палаток, он привел меня к четырехместной брезентовой палатке, стоявшей в общем ряду. С трудом протиснувшись внутрь, я увидел в центре полутемной палатки, освещенной 6-вольтовой лампочкой, сидящего на ящике человека с гитарой. Так я впервые увидел В. Высоцкого. Вокруг него собралось 10-12 зрителей. Сидели кто на чем. Весь вечер Владимир Семенович пел своим хрипловатым незабываемым голосом песни, от которых я ощущал мурашки по коже и думал, как же чудесно он играет на гитаре! Периодически В. Высоцкий, держа в руке стакан, говорил «тамаде»: «Налей полней, ты же не продаешь, а угощаешь!», а сам, отпив глоток, бросал стакан в сено и продолжал петь. Около двенадцати ночи я ушел отдыхать перед ранним вылетом, заверив артиста, что его группу первым рейсом вывезу в горы.

Но как говорится в мудрой пословице, хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах! Рано утром из Управления пришла радиограмма: срочно забросить в горы сначала альпинистов из Японии, потом из Болгарии. Поняв, что свое обещание я не смогу сдержать, взял из запасов бутылку «Московской особой» и подошел к палатке, где ночевал Владимир Семенович, чтобы предупредить его. Он вышел, сбрасывая с головы солому, спросил своим хриплым голосом: «Что летим?». Показав ему радиограмму, я извинился и протянул скромный подарок, на что Владимир Семенович улыбнувшись, весело сказал: «Командор, присваиваю тебе звание отличника здравоохранения!».

На следующий день первым же рейсом я забросил Высоцкого с группой на площадку Сулоева. Но покорить пик Коммунизма ему так и не удалось, хотя за два года было сделано четыре попытки. Первый раз ветер сорвал и унес палатку, второй раз пришлось снимать их экстренно, так как кто-то у них погиб. Третий раз, когда они практически начали восхождение, пришла радиограмма, что для него пришла виза из Франции и нужно срочно ехать в Париж. Радиосвязь тогда была плохая и я, написав записку, положил ее в консервную банку, к которой привязал обрывок веревки. А когда поднялся к Памирскому фирновому плато, на высоту 6000 метров, сбросил ее практически под ноги альпинистам. Они спустились к леднику Фортамбек, откуда я их переправил на аэродром Джиргаталь.

За давностью времени я сейчас не помню, почему у Высоцкого не получился четвертый штурм горной вершины, но наши неоднократные разговоры помню очень хорошо».

В жизни Вениамина Маркеевича было множество интересных встреч, необычных событий, трагических ситуаций. Ему есть о чем рассказать. Возможно, он захочет еще ни раз поделиться воспоминаниями.

О. ЦАПЕНКО.

Фото из архива В. КОЖИНА и сети интернет.

Новости ВРФ