12+
29 марта 2024, пятница

О человеке с Большой Душой

02.03.2020
О человеке с Большой Душой

В этом году страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Почти не осталось живых участников боевых действий, но это не значит, что они забыты, что события тех лет меркнут и теряют ценность. Сейчас модно и выгодно быть ревизионистом, переоценивать и переписывать историю. Но мы остаемся при мнении, что каждая капля крови была пролита не зря, каждый солдат – герой. Однако начать публикации этого года на тему войны и подвига наших земляков на полях сражений и в тылу хочу с материала о человеке, в течение 60 лет совершавшего моральный подвиг во имя памяти о страшных годах войны. Серафиму Моисеевну Казимову помнят в поселке Бабынино немногие – мало осталось ее ровесников, еще меньше людей знали, какую большую и бесценную работу ведет эта скромная женщина с огромной, открытой навстречу людям душой.

О героине рассказа

1943 год стал во многом решающим в ее дальнейшей жизни. В тот год она успела сделать многое: окончить 10 классов, 4 месяца проработать в госпитале, что располагался в здании школы №1 с. Бабынино, поступить в Московскую сельскохозяйственную академию им. Тимирязева. Потом Серафима Моисеевна всю жизнь работала агрономом по защите растений управления сельского хозяйства района. Но знали ее в районе, области и далеко за их пределами как краеведа, а главное, человека, всю жизнь
занимавшегося поисковой работой. Месяцы работы в госпитале наложили отпечаток на всю последующую жизнь Серафимы Моисеевны. 17-летняя девушка окунулась в кошмар войны.

Кто ты, солдат?

«Раненые были разные, чаще – серьезные. У одного – руки или ноги нет, у другого – грудь или живот разворочены, у третьего – лицо в месиво превращено или на спине живого места не найти, у четвертого вообще изуродовано все сразу. Да что говорить, умирали они от ран и голода иной раз по десятку и больше за сутки. А потом, чуть позже, стал еще и тиф помогать. Хоронили всех здесь же, в селе. Родители об этом не знали – госпиталь ведь был эвакуационный, сообщить о его обитателях просто времени не находилось. Мало кому известно, где нашли они свое последнее пристанище. Мы понимали, что многие так и останутся без вести пропавшими», – писала позднее в своих воспоминаниях бывшая сандружинница Сима. И именно это понимание многие годы не давало ей спокойно жить.

Они не пропавшие!

Шли годы. Страна отмечала дни Победы, а на братское кладбище приезжали единицы. И Серафима Моисеевна стала задумываться: а знают ли родственники погибших где покоятся останки их близких? Поделилась этими мыслями с учителем Бабынинской сельской школы Петром Кузьмичом Богдановым, большим энтузиастом военно-патриотической работы. Он мысли ее разделял, и в результате отправился на несколько дней в Ленинград в архив Военно-медицинского музея Министерства обороны СССР. Тысячи документов пересмотрел он, выискивая имена захороненных в с. Бабынино. И в первую очередь тех, у кого был записан хоть какой-нибудь адрес – свой, родных. Список получился огромный. Выяснить, где захоронен близкий человек бывает очень трудно. А если еще и ряда данных о нем нет, то поиск сводится нередко к нулю. Поисками такого характера занимаются поисковики, работники военкоматов, архивов. Поэтому не удивительно, что попытки вести поиск своими силами часто заканчиваются отрицательным результатом. Серафима Моисеевна по собственной инициативе взвалила на свои плечи огромный труд. Каждый день она писала письма незнакомым людям по адресам, которым было больше 30 лет. В письмах писала, что за могилой, где захоронен их сын, муж, брат ухаживают красные следопыты местной школы. Первоначально ею было написано 50 писем. Не все они находили адресатов, но полетели в ответ и наполненные радостью и благодарностью весточки. Вот что написал сын Бориса Федоровича Ефремова из Ивановской области: «Наша мама Нина Николаевна умерла в прошлом году и не знала, где похоронен отец. Я ушел на фронт в 18 лет вместе с отцом, прошел всю войну, остался жив, на отца получил похоронную без указания места гибели. Теперь я не знаю, как Вас и благодарить за заботу». На 9 мая 1975 года на митинг в с. Бабынино со всех концов страны съехались 38 человек! Кто мог – ехали семьями. В записях Серафимы Моисеевны: «Приехали Зайцевы – 10 человек; Срывалкины – 5 человек; Сысоевы – 3 человека; М.В. Зубакова – Барнаул; А.Ш. Руковичникова – Брянская область;, Ш.Г. Хоринский – Уфа; Г.С. Ефремцева – Ивановская область; М.Ф. Власова – Калуга; Я.М. Поченкина и Н.В. Власова – Воронежская область». И все гости прежде всего спешили в квартиру Серафимы Моисеевны – поблагодарить, поклониться. Неутомимая труженица, она много писала в газеты, особенно областную «Весть», что давало возможность большему количеству людей узнать о ее поисках. И письма продолжали приходить. Для многих Серафима Моисеевна стала не просто знакомой, но родным человеком. С ней переписывались до последнего, рассказывали о детях, внуках, проблемах и радостях. «Сколько судеб я узнала через письма! Они – это летопись военных лет, безрадостного детства поколения войны, тяжелейших условий послевоенного времени», – писала Серафима Моисеевна.

А люди, как только появлялась возможность, старались приезжать. «Вновь приехали поклониться праху воина и ученого Н.Н. Поглаева родные из Москвы. Из Воронежской области приехали родные И.П. Сысоева – 5 человек. В.В. Срывалкина навестили 7 человек, а на могилу И.Г. Зайцева приехали 12 родственников из Егорьевска Московской области». Эту маленькую заметку написал в районную газету П.К. Богданов. А в 2004 году Серафима Моисеевна написала письмо в газету «ЗОЖ», справедливо полагая, что распространяется на всей территории страны и пользующаяся большим спросом, она донесет ее слова до самых дальних уголков страны. И не ошиблась. Письма повалили валом. К большому сожалению большинству писавших она не могла дать положительный ответ. Но обнадеживала, отправляя адреса архивов, людей, организаций, куда обратиться. Ни одно письмо не осталось без ответа.

Судьбы в нескольких строках

В качестве примера расскажу историю Екатерины Павловны Крючковой из Смоленской области. В декабре 2004 года в газете «ЗОЖ» она прочла статью С.М. Казимовой и написала ей письмо с просьбой помочь найти пропавшего без вести отца. Никаких сведений о человеке не осталось. Жена пыталась разыскать мужа, но безуспешно. Прошли годы, и вдруг эта статья. Не надеясь ни на что, дочь погибшего Екатерина Павловна все же решила попытать удачу еще раз. «Я не помню своего отца, мне тогда, в 1941 году, было 3 года. Но так хочется узнать где отец погиб и похоронен, постоять на его могиле, поклониться ему и всем погибшим, что спасли нас, дали возможность жить». А уже 30 марта 2005 года Серафима Моисеевна получила ответное письмо: «Пишет Вам дочь Шедикова Павла Ивановича Екатерина. Не знаю как Вас благодарить за вашу доброту и отзывчивость! Я не могла подумать, что есть такие добрые люди, готовые помочь и отозваться на чужое горе. 62 года мы не знали о нем ничего! Большое Вам спасибо и дай Бог вам здоровья и долгих лет жизни. Я с вашим письмом ездила к брату Мише, он очень плакал, я не могла его успокоить. Он очень хочет приехать на могилу отца, но здоровье плохое, не знаю как получится. Но я с мужем в конце апреля приеду обязательно». Вела переписку Серафима Моисеевна и с Натальей Федоровной Шакуровой из Сызрани. Благодаря ей в 1985 году женщина нашла место захоронения своего отца Антипова Федора Гурьяновича. Н.А. Шакурова неоднократно писала в школу с. Бабынино, обменивалась с директором школы А.В. Антоновым фотографиями. А в апреле 1986 года ее брат с сыном приехали на могилу отца, были в гостях у Серафимы Моисеевна. «Вы для нас стали как родной человек. И не с фотографии, а будто бы разговаривали мы с вами в моей квартире», – писала она позже. Из письма Евгения Митрофановича Жигулина, г. Кострома. 19-20 мая 2010 года он приезжал в с. Бабынино на могилу деда Сысоева Ивана Прокофьевича. «Большое вам спасибо от меня и всей нашей родни за доброе отношение, заботу и память о павших солдатах. Ведь если бы Вы не задались такой целью – помочь людям узнать, где погибли и похоронены их родные, думаю, десятки семей так и оставались в незнании, а похороненные – в безвестности. Вот что, оказывается, может сделать один целеустремленный, большой души человек!». В архиве Серафимы Моисеевны полторы тысячи писем с просьбой отыскать в списках похороненных на братском кладбище с. Бабынино родных или близких. Только вдумайтесь в эту цифру! И на каждое письмо она ответила, но прежде вела долгий поиск в Книгах памяти, своих архивах. В 2010 году Серафимы Моисеевны не стало. Но память о ней живет в самых разных уголках нашей страны и за ее пределами. Для десятков и десятков семей она сделала невозможное – вернула доброе имя пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. И сегодня по-прежнему приезжают на братское захоронение в с. Бабынино внуки и правнуки воинов поклониться их подвигу.

Л. ЕГОРОВА. Фото из архива районного музея.

Новости ВРФ