12+
25 апреля 2024, четверг

Путь в небо

30.09.2020
Путь в небо

18 сентября в райцентре в парке на Аллее славы были установлены два новых бюста. Один из них в честь нашего земляка, маршала авиации Петра Семеновича Кирсанова.

Будущий герой родился 1 января 1919 в д. Лапино. Кто бы мог подумать, как далеко шагнет деревенский мальчишка, что любил ловить рыбу в Выссе, бегавший в начальную школу в Спас?

Семья Кирсановых вскоре переехала в Москву, где парень закончил школу, а в 1938 году – Качинскую авиационную школу, став военным летчиком. А дальше начался тяжелый ратный путь.

В 1938-39 годах молодой летчик успел поучаствовать в Советско-финляндской войне. А с 22 июня 1941 года лейтенант П.С. Кирсанов – на фронтах Великой Отечественной войны.

Боевое крещение он принял под Ленинградом в 3 часа утра 22 июня 1941 года. Там же сбил первый вражеский самолет, и там же его постигло несчастье, едва не закончившееся судом военного трибунала.

Во главе шестерки истребителей Кирсанов вылетел на сопровождение бомбардировщиков, получивших задачу нанести удар по станции Сиверская. Отбомбились, проводили боевых друзей до аэродрома и взяли курс домой. Подлетают к Неве, а по ней стелется туман. Повернули обратно. И там погода не лучше. Попробовали пробиться вниз – не удалось: туман опустился до самой земли. Радиосвязи между самолетами тогда еще не было, и шестерка рассыпалась. Горючее на исходе. Что делать?

Кирсанов покинул самолет, приземлился на каком-то болоте и только на седьмые сутки окружным путем через Ярославль и Рыбинск добрался до своей части. Тут же началось расследование: недавно всем шестерым летчикам выдали партийные билеты, а они погубили боевые машины!

Все знали: в подобных условиях иного выбора, как покинуть самолет, не оставалось. Тем не менее ведущего решили наказать, ибо одновременная потеря шести машин – большой урон для потрепанного в боях полка. До трибунала дело не дошло, но с должности командира эскадрильи П.С. Кирсанова сняли. Так, разжалованным, он и прибыл в 153-й авиаполк под Воронеж.

Командир полка майор С.И. Миронов сразу же восстановил прибывшего летчика в прежней должности, и не ошибся. Кирсановская эскадрилья была одной из лучших в полку. Спокойный, покладистый по характеру, он был храбр в бою и пользовался большим уважением у летчиков.

Сам комэск под Воронежем увеличил свой боевой счет на 6 сбитых вражеских машин.

Однажды группа истребителей во главе с Кирсановым встретилась над переправой через Дон с 17 немецкими самолетами. В числе их было 8 Ме-109. Комэск первым навязал противнику бой. И закрутилась над рекой карусель. Итог ей подвели пехотинцы. Они сообщили в полк: сбиты 3 «Юнкерса» и 2 «Мессера».

А вот другой случай, произошедший под Воронежом: шестерка кирсановских истребителей встретилась с 28 «Мессершмиттами». Нашим пришлось нелегко: против одного советского истребителя почти пять вражеских. И все же кирсановцы не отступили. Одного «Мессера» свалил на землю командир. Но и его самолет порядком потрепали. Снарядом повредило маслосистему, и мотор заклинился. Пришлось садиться в поле.

Войну Петр Семенович Кирсанов закончил инструктором - летчиком Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. Всего произвел 323 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолетов лично и 6 - в группе с товарищами.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно – Воздушную академию в Монино. До 1952 служил в Управлении боевой подготовки ВВС, затем командовал дивизией. В 1958 году окончил Военную академию Генерального штаба и по 1963 год был заместителем командующего 24-й Воздушной армией по боевой подготовке. Следующие 4 года – заместитель начальника боевой подготовки ВВС. В 1966 году Петру Семеновичу присвоено звание Заслуженный военный летчик СССР. С ноября 1967 по декабрь 1970 года командовал 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией. В 1970-1979 годах – заместитель Главкома ВВС по боевой подготовке. В 1979-1983 годах – командующий ВВС Дальнего Востока. В 1983 году, в возрасте 64 лет, уже будучи маршалом авиации СССР, окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба и на отдых не собирался. Начальник Центральной инспекции безопасности полетов ВВС, заместитель Главкома – начальник Службы безопасности полетов ВВС. С Мая 1988 года – в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР.

Умер в 1991 году.

Награжден орденами: Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени (пять), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени; медалями, иностранными наградами.

В 1998 году калужский краевед В.С. Зеленов, писавший книгу о Бабынинском районе, встречался со старожилами деревень Спас и Лапино, и они вспоминали, что в предвоенные годы на небольшом аэроплане У-2 прилетал к ним молодой и красивый летчик. Самолет кружил над домами, садился на лугу и даже поднимал в воздух деревенских детей.

Л. ЕГОРОВА, фото и часть информации с http://soviet-aces-1936-53.ru.

Новости ВРФ