12+
19 апреля 2024, пятница

Так это начиналось

25.12.2019
Так это начиналось

Поселок Газопровод относится к числу самых крупных населенных пунктов в нашем районе. Как и у любого из них – у него своя история. Вот и давайте окунемся в нее. Тем более, есть повод – в 2020 году поселку Газопровод исполняется 70 лет. Познакомиться с историей юбиляра нам поможет серия публикаций в газете «Знамя коммунизма» за 1990 год. Тогда поселок отмечал свое сорокалетие. И один из его основателей, летописец, человек-легенда и не только на Газопроводе, которого чтут, помнят и уважают – Михаил Александрович Арсюхин – подготовил эти воспоминания. Многим старожилам Газопровода факты хорошо знакомы, они сами очевидцы и участники тех событий, но большинство его сегодняшних жителей, думается, об истории своего родного поселка знают не многое. Тем ценны публикации Михаила Александровича Арсюхина. Печатаются с некоторыми сокращениями. С. НЕФЕДОВ.

«… 2 января 1950 года меня вызвали в райком КПСС, где секретарь Л.А. Мартышенко предложил мне, тогда еще комсомольцу, возглавить строительство … поселка, а также промышленной площадки для будущей станции перекачки газа. К вечеру этого же дня начальник управления строительства Е.В. Драчинский привез меня в деревню Коробки, где в одном из личных домов был установлен телефон для связи с райцентром и Брянском (там размещалось это строительное управление). Начальник уехал в Брянск, а я остался организовывать работы по строительству, пока только поселка. Январь 1950 года выдался и снежным, и довольно холодным. На территории будущего поселка, куда раньше уже завезли детали двух финских домиков, нам предстояло в условиях зимы собрать все это в одно место и построить их для размещения строителей. В распоряжении имелся транспорт из семи автомашин и трактора С-100. Задача не из простых. Каких-либо средств или инструментов не было вообще. Пришлось заимствовать у населения и в колхозе (он назывался «Трудовик») лопаты, ломы, кувалды, клинья и т.д., все это нужно было для расчистки снега, устройства ям в мерзлом грунте для «стульев» чтобы привязаться к местности для сооружения этих домиков. Трудно, очень трудно было нам. Грелись у костров. После работы шли в деревню, где размещались по 5-6 человек в частных домах. Надо сказать, строители мужественно переносили трудности, не роптали. Бригада девушек располагалась в одном из просторных домов, по вечерам у них часто играла гармонь, а утром дружно принимались за работу. Дороги, из-за отсутствия техники, в те годы чистили лопатами. В кузов машин сажали людей, подъезжали к очередному сугробу, спрыгивали и принимались за работу – очищали путь. И так до самой станции. В феврале в наш адрес поступило большое количество строительных материалов: кирпич, бутовый камень, лес, пиломатериал, пеноблоки. Чтобы их выгрузить из вагонов, пришлось 15 человек перевести в Бабынино и разместить часть людей в гостинице, а часть – по квартирам. Так вот и выходили из положения, но простоев вагонов не допускали. Трудно было выгружать круглый лес из полувагона, однако люди понимали, что другого выхода нет, работали на совесть, с каким-то молчаливым упорством, сознанием своего долга. Эти же люди занимались погрузкой стройматериала на автомашины и на уже обозначившейся строительной площадке разгружали машины. Чаще нас стало посещать и руководство из Брянска. Два раза в месяц привозили деньги – аванс и зарплату. Все больше крепла вера в то дело, которое мы делали. В марте 1950 года состоялись первые новоселья. Новоселами стали наши рабочие из дальних населенных пунктов, а также те, которые прибыли из Брянска. Был открыт магазин ОРСа. Продукты и промтовары привозили из Москвы.

В наш адрес прибыло 12 сборных домиков из ФРГ. Они были, как нельзя кстати. Ведь количество рабочих перевалило уже за 100 человек. Несмотря на трудности, жить стало лучше и веселее. Хотя ближе к апрелю растаявший снег превратил нашу площадку в такое непроходимое болото, что не спасали и резиновые сапоги. Дело в том, что осенью перед началом стройки колхоз вспахал это поле. Поэтому не только машины, но и люди передвигались с большим трудом. Но не было у нас нытиков. И это потому, что основной костяк прибывших к нам людей – колхозники по оргнабору из разных районов области, которым надоело в своих колхозах работать за «палочки». Они были рады тому, что имели возможность получать за свой труд два раза в месяц реальные деньги. Дисциплина у нас была строгая, нарушений ее, как правило не наблюдалось. Даже ночью, когда приходили грузы на станцию, люди поднимались с кровати и молча, не высказывая недовольства, уезжали на выгрузку. В отдельные дни приходилось выгружать до 20 вагонов. Особенно трудно было, когда приходили на станцию трубы диаметром 529 миллиметров, лес-пиловочник. И все это выгружалось вручную, так как даже примитивной техники не было. Мне помнится, апрель стоял теплый и солнечный, территория просохла, обозначились дороги, пошли машины, которых у нас уже было более двух десятков. Мы сумели еще в марте перевезти половину домов и быстрыми темпами начали их сборку. Было организовано четыре бригады плотников, которые за 10-15 дней ставили дом, и который тут же заселяли 3-4 человека в двухкомнатную квартиру… Магазин ОРСа переехал из деревни в новое помещение в поселке, а в начале мая были заселены и все дома, правда, они были с недоделками, но крыша над головой была надежной. В августе заселили еще восьмиквартирный дом, где сейчас больница (в настоящее время этот дом снесен – Ред.). Приступили к строительству и на промышленной площадке. Началось массовое строительство жилья. Двухквартирных домов и коттеджей, а также домов отходников по трассе газопровода, раскорчевка пней и валка леса на протяжении всех 180 километров трассы от реки Болва до Угры. Первый год строительства ознаменовался тем, что обозначился жилой поселок, как показало время – перспективный…». (Продолжение следует).

Новости ВРФ