12+
25 апреля 2024, четверг

В самом пекле ада

13.04.2020
В самом пекле ада

Виктор Петрович Курочкин, как и многие ровесники, был призван на службу в армию в двадцать лет и попал в Забайкалье в 602-й стрелковый полк.

В июне 1941 года военнослужащим было объявлено, что они переправляются на учения на Украину. Целую неделю поезд шел через всю страну – 9 тысяч километров. А когда наконец прибыли, командование на построении объявило о том, что началась война с Германией.

25 июня 1941 года Виктор Курочкин с однополчанами сразу попал в бой. В те, первые дни войны советское руководство еще пыталось следовать установке «разбить врага малой кровью, могучим ударом». Во все войска была разослана директива «начать контрнаступление с выходом на территорию противника». Попытки выполнить этот приказ только ухудшили положение. Большая часть Красной Армии была вынуждена отступать. Полк, в котором служил Виктор Курочкин, в первом же бою сильно потрепало. Большинство солдат погибло, 602-й стрелковый полк был направлен на доформирование в мирный Сталинград.

– Мы ехали в тыл, а оказались в самом пекле ада, – рассказывает Виктор Петрович. – Все дни обороны Сталинград содрогался от взрывов. Налеты по 150-200 вражеских самолетов, бомбежки города. Я был контужен, но это мелочи по сравнению с тем, сколько там погибло наших ребят. Страшно было так, что мы – молодые мужчины – плакали. До войны я работал трактористом, поэтому на фронте стал шофером. Возил противотанковую пушку. Не было ни секунды свободного времени. К линии фронта я подвозил горючее, боеприпасы, а обратно вез раненых. Страшно было очень, раненые в машине стонут, кричат. Везде – кровь, шум, взрывы. У меня тоже был карабин, и в самые горячие моменты я выскакивал из машины и стрелял прямо по самолетам, которые летали низко-низко.

Сталинградская битва – самое крупное сражение Второй мировой войны. С обеих сторон погибли более чем по 2 миллиона человек. Немцы трижды шли в наступление, и казалось, что город будет взят.

– Мы должны были переправиться через Волгу, – рассказывает Виктор Петрович. – Нас так бомбили, что река была красная от крови. Но после Сталинграда мы уже шли к победе. Освободили Украину – приморские города, Одессу. Но ни моря, ни красот южных не видели. Потом Воронеж, Брест, Польша, а там уже и Берлин.

Но дело молодое. Между боями солдаты и анекдоты травили, и песни пели: «Катюшу», «Синенький скромный платочек». Когда части стояли около деревни, бывало, срывались молодые солдаты к девчатам.

– Офицеры очень злились. Мы ж им дорогу перебегали, – смеется Виктор Петрович. – А потом даже к нам в полк прислали товарища из моего села. Вот это была радость. Он привез мне весточку от родных, рассказал, как там. Было ощущение, что встретил близкого человека. А еще какое солдату счастье? Поесть да поспать. Самая ценная каша «кадровая» – гречневая. Никогда она не была такой вкусной, как на фронте. Спал по нескольку минут, пока машину разгружали. А уж если машина сломалась, можно пару часов урвать. Мы же еще и за собой следить успевали. Ухитрялись где-то и стирать, и гладить. Форма после боя какая? Так мы ее зашивали, заплатки ставили. Сапоги начищенные, ремешок блестит, воротнички белоснежные – красота!

– Злость, конечно, была, но не конкретная, – говорит Виктор Петрович. – Когда видел, как гонят пленных немцев, мне было их жалко. Они шли – кто в лаптях, кто в платках, вшивые, голодные, худые. В Европе мирные жители выходили нам навстречу со слезами радости. В Германии все голодали. И мы им помогали, чем могли. Есть котелок картошки – накормишь обязательно.

Когда узнали о Победе, что уж тут было! Все целовались, и плакали от счастья, и плясали, и пели, в воздух стреляли. Правда, после победы Виктору Курочкину сразу домой вернуться не удалось – по приказу он еще два года вывозил из Германии угнанных русских назад на Родину, перегонял трофейную итальянскую и немецкую технику. Долгих семь лет Виктор не был дома.

– Я в Германии себе купил костюм и новую шинель – надо же было домой красавцем вернуться.

А уж потом я на поезде в Калугу приехал. Первое время на танцы в клуб, да и вообще ходил с медалями. Познакомился с девушкой из своей деревни, там и свадьбу сыграли.

Супруги Курочкины прожили вместе 58 лет. У Виктора Петровича родилось двое детей – сын и дочь.

В газовую промышленность Виктор Курочкин пришел на строительство компрессорной станции Бабынинского газопровода и всего поселка. Семья Курочкиных получила комнату в общежитии и переехала из деревни. После окончания строительства Виктор Петрович стал работать в отделе эксплуатации газопровода машинистом...

А. БОЛЬШОВА.

(Из книги «Помнить всегда», выпущенной ООО «Мострансгаз» к 60-летию

Великой Победы в 2005 году, печатается в сокращении).

Новости ВРФ