12+
18 апреля 2024, четверг

Музей должен измениться

12.06.2019
Музей должен измениться

Л.Е. Не будем лукавить: то, что представляет собой сегодня музей, это вчерашний день, где мы сильно задержались. И, уверена, вы задолго до ремонта обдумывали и уже работаете над «завтра» музея. Но прежде нам надо дать четкую характеристику тому, что мы имеем. Это краеведческий кружок при Доме творчества. И отсюда, кстати, ряд его проблем. Или я ошибаюсь?

В.К. Да, первоначально целью музея было патриотическое воспитание, сохранение памяти о земляках, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Такие музеи были созданы практически в каждой школе. Идейными вдохновителями и создателями нашего музея были Иван Александрович и Анна Ивановна Еремины. Они внесли огромный вклад в его создание и становление. Они провели огромную собирательскую работу по созданию фонда музея, открытию экспозиций, которые экспонировались более 25 лет. Анна Ивановна воспитала большую группу экскурсоводов из учащихся школы. И сейчас музей выполняет в основном воспитательную функцию для учащихся детского сада и школы. Наш музей, вы правы, это школьный музей при Доме творчества.

На мой взгляд, примером может служить Военно-исторический музей г. Юхнов. В нем представлены экспонаты разных исторических эпох. Экспозиции созданы профессиональными художниками и декораторами, они имеют не только историческую но и культурную ценность.

Л.Е. Теперь вы ставите перед собой и не только перед собой, задачу подняться на ступеньку выше, сделать из того, что есть учреждение, наиболее приближенное к полноценному музею. С чего вы считаете нужным начать изменения?

В.К. В.В. Яничев (глава администрации района – Л.Е.) в беседе со мной о будущем музея высказал пожелание, чтобы музей изменился качественно, имел свое лицо и шагал в ногу со временем.

В первую очередь, конечно, музею надо менять юридический статус. Районный музей – это не про школу. Это про культуру. Он должен стать казенным учреждением в структуре отдела культуры. Надо создавать полную структуру, соответствующую такого вида музею.

И тут я хочу перейти к очень волнующей меня теме: каким содержанием должен быть наполнен музей районного уровня.

Надо сказать, этот вопрос интересует не только меня, он обсуждается на разных уровнях, предлагаются варианты. Существенную идею предложил Владимир Васильевич. Он видит центральной частью музея диораму, воссоздающую подвиг экипажа штурмовика, совершившего огненный таран на территории нашего района. Это, конечно, был бы объект большого патриотического значения, а как музейный экспонат дал бы многоплановое впечатление, возможность здесь и сейчас погрузиться в происходившее, прочувствовать какой подвиг совершили наши родители, победив в этой страшной войне. Считаю такую экспозицию перспективной.

Второй важный момент – изменить подход к проведению музейных мероприятий, необходимо создать условия для участия вНациональном проекте «Культура» «Создание мультимедиа-гидов по государственным и муниципальным музеям с применением технологии дополненной реальности на основе цифровой платформы «Артефакт». О чем это?

Надо понимать, что время не стоит на месте, все стремительно меняется. И музейное дело в том числе. Все материалы, которые на сегодня есть в нашем музее, должны быть обработаны, классифицированы, внесены в электронную базу, а затем из них формируются информационные блоки, лекции…

Здесь надо обязательно сказать, что назначение музея – поиск, фиксация и сохранение исторических сведений о тех или иных событиях, людях, достопримечательностях на территории нашего района. Проведение анализа выявленных исторических фактов, определять их значение в развитии общественных отношений, территории, жизни страны.

Например, первый поезд прибыл на стацию Бабынино 1 августа 1899 года, а уже в 1904 году разрабатывается первый план на вновь образованный поселок при станции «Бабынино» М-К-В железной дороги, Перемышльского уезда, Тырновской волости.

Л.Е. Вы заговорили об образовании поселка. Почему он здесь возник? – Потому что строилась железная дорога и станция. Я обратила внимание на вашу особую заинтересованность этой темой. Поднимая архивы на эту тему, вы хотите расширить уровень знаний, или у вас есть еще какая-то цель?

В.К. Вы угадали. В первую очередь знание нашей истории. Вокзал, это первый объект, официально построенный здесь. Отсюда можно и надо распутывать ниточки нашей истории. Что стало движущей силой в появлении поселка, а затем и Бабынинского района? Возможно, эти знания помогут определить системо образующее направление развития района. Я убежден, что у нашего музея должен быть филиал: музейный объект – железнодорожный вокзал.

Музей при правильном подходе может стать базой для развития туристического направления в районе. На сегодня я вижу на территории района перспективу создания несколько музейных объектов, которые став филиалами музея, могли бы иметь две функции – воспитательную и туристическую. Назову эти объекты не углубляясь в историю. Это уже названная станция Бабынино и территория, где располагался в 11в г. Людимеск (3 км. от д. Куракино, на пересечении р. Большой Березуй и дороги на Мещовск, Л.Е.).

Особого отношения требует тема военной истории. У нас она начнется с создания диорамы в музее и может быть продолжена в других культурных объектах, установленных на территории района. Например, в память о погибших земляках установлены мемориальные памятники в райцентре и других поселениях, а в честь победителей вернувшихся домой и тех, кто трудился в тылу, можно установить скульптурную композицию «Встреча фронтовиков».

Конечно, это идеи перспективы, одни могут реализоваться через 5 лет, а другие через 30 лет, но начинать надо сейчас.

Я опять увлекся, вернемся непосредственно к музею. В патриотическом зале разместятся кроме диорамы экспозиции о героях Советского Союза, наших земляках Н.П. Пухове и Д.Н. Новикове. Хочуподелиться ещё одной идеей. Мечтаю сделать на одном из окон витраж с изображением г. Людимеска. Этот объект будет нам напоминать, что был на нашей территории такой город-воин, оставивший о себе ни одно упоминание в истории Руси. А рядом с витражом – макет Людимеска. Это будет интереснейший, значимый объект. И я возвращаюсь к тому, с чего начал: если мы остаемся на уровне школьного музея – это одно, и наши мечты-идеи так и останутся прожектами. Если мы хотим большего, необходимо менять статус.

Л.Е. Хочу несколько изменить тему. Почему, когда мы говорим о подвиге, патриотическом воспитании и много другом, что должно настраивать людей на гордость за своих предков, за землю, на которой живут, мы, как правило, говорим о войне, подвигах военных, героях войны? Почему не говорим о трудовых подвигах, не менее великих и ценных? У нас в районе были и есть люди, всю жизнь отдавшие на благо района а, значит, и страны. Воины защищали, а они кормили. Да, наш район сельскохозяйственный, здесь люди связанные с землей. И сколько среди них Героев Социалистического труда, орденоносцев! Почему мы не говорим о них, их имена не упоминаются ни в каких воспитательно-патриотических планах? Ведь через историю этих людей мы углубляемся в историю и страны и нашего края: дореволюционное крестьянство, коллективизация, совхозы, их упадок, сегодняшний день – фермерство.

В.К. Абсолютно согласен – о них надо и помнить, и говорить. Начиная изучать фонд музея, я был сильно впечатлен огромным объемом материалов на поднятую вами тему. Оказывается, среди наших земляков были те, кому за трудовые подвиги награды вручал сам Сталин! И действительно, много людей были в свое время награждены самыми высокими наградами страны. Повторюсь, материалов очень много, нет возможности разместить все на стендах. Вхождение в Национальный проект «Культура», Создание мультимедиа-гидов поможет решить эту проблему. Для этого нужен специалист, здесь не достаточно умений простого пользователя компьютером. Также нужен сотрудник, который сможет вести собирательскую и исследовательскую работу, ездить в командировки, работать в архивах.

Л.Е. Хорошо, что вы сейчас углубленно изучаете и собираете, понятно. А в какие еще темы вы хотели бы окунуться?

В.К. Дело в том, что мы, как правило, не делаем серьезного анализа тому, что знаем и, как результат, не видим связи между вчера – сегодня – завтра – историей, нашей повседневной жизнью. А она обязательно существует! И потянув за ниточку, можно так много раскопать!

Например, у нас совсем не изучена тема православия. Между тем такое количество церквей на нашей территории – это не просто так. А где они строились? Почему именно там? Когда, кем? Отвечая на эти вопросы, мы начнем открывать для себя населенные пункты, о которых никто не знает. А что там было? Чем люди занимались? Как жили? Какие были традиции?

Еще одна интересная и важная для нас тема – дороги. Именно благодаря им возникали населенные пункты. Что за дороги проходили по нашей территории? С какими городами они связывали наших предков? Чем они отметились в истории? Существовала ли связь между Серенском и Людимеском? С какими именами и событиями связаны? Какими древними дорогами мы пользуемся и сейчас? И много других вопросов может возникнуть, и все ответы, собранные воедино – история нашей земли, наших предков, нашей страны.

Л.Е. О чем Вы хотите сказать в заключение нашей беседы?

В.К. Хочу, чтобы читатель не воспринимал мысли, высказанные в интервью как назидание, это приглашение к обсуждению нашего настоящего и будущего, результатом которого могут стать согласованные проекты и совместные действия по реализации этих проектов.

Л.Е. Наш разговор с Виктором Ивановичем длился не один час, и рассказал он куда больше, чем я имею возможность написать в одной статье. Но мы обязательно продолжим его, заострив внимание не на общем, как сейчас, а отдельных темах. А сегодняшний разговор – повод подумать о том, что же такое патриотизм, где его корни, с чего надо начинать воспитывать в детях любовь к месту, где родились, живут, гордость за тех, кто жил здесь когда-то.

Л. ЕГОРОВА.

Новости ВРФ