12+
25 апреля 2024, четверг

Одна из жемчужин района

17.06.2019
Одна из жемчужин района

На краю Бабынинского района расположено с. Варваренки. В 2004 году в нем официально числилось 2 жилых двора. Но именно здесь началось осенью 2003 года восстановление сельской церкви – храма во имя Живоначальной Троицы.

До постройки в конце XIXвека кирпичного здания, церковь была деревянной. В документах значится дата строительства – 1706 год. Собственно храм выстроили с приделами св. великомученика Дмитрия Салунского и св. великомученицы Варвары.

В октябре в Варваренки из Оптиной Пустыни привезли послушницу Галину. Утеплили и благоустроили вагончик, поставили печку. Электрического освещения не было, и женщина пользовалась как в старину, привезенными с собой свечами.

Кроме нее на послушание сюда, на восстановление храма, приехала и семья Анатолия Вдовина.

С приходом зимы работы прекратились, к тому же новоселы остались практически отрезанными от мира – дороги в Варваренки нет. Выручали казаки из перемышльской Погореловки: они привозили необходимое на санях.

С приходом весны на тяжелых грузовиках завезли стройматериалы, приехали рабочие-строители и работа закипела. За летний период починили крышу, восстановили купола, начали внутренний ремонт. Для колокольного купола священники привезли отреставрированный крест времен царя Ивана Грозного.

Зачем восстанавливать храм, если нет прихода? Этим вопросом задавался всякий кто здесь бывал. Вариантов высказали два.

Монастырь имеет здесь во владении несколько десятков гектаров земли и, возможно, при храме будет организовано монастырское подворье.

В Оптиной Пустыни есть насельницы, склонные к уединенной жизни. Может, учитывая это, здесь будет построена обитель.

А еще у наших соседей – погореловских казаков нет своей церкви, до Перемышля далеко, а до наших Варваренок 3 км. Казаки ведь детей своих воспитывают в духе православия, им церковь необходима.

С того памятного года прошло 16 лет, и мы снова в Варваренках: что происходит там сегодня?

За с. Пятницкое сворачиваем с дороги и полем-полем-полем… Перелески, буераки, едва видная в густой траве колея. Вот справа возникло заброшенное кладбище, еще немного – и над деревьями вспыхнули кресты храма.

Удивительное ощущение: храм преобразился, засиял во всей красе, к дверям ведут широкие ступени, а вокруг за столько лет не произошло абсолютно никаких изменений. Только видны в высокой некошеной траве рядочки недавно посаженных яблонь, да подросли сосны, посаженные в первую восстановительную весну. И встречает меня все та же насельница Галина. Правда не совсем встречает, а это я отрываю ее от хозяйских хлопот – она что-то рыхлит на маленьком пятачке, раскопанном рядом с храмом под грядки. Галина приезжает сюда весной и живет до поздней осени. Убирает в храме, следит за порядком вокруг него.

Еще одна насельница Лидия живет в Варваренках постоянно. Приехала сюда, как и Галина, из Оптиной пустыни.

Она открывает двери храма, впускает нас внутрь. Так вот каким он когда-то был! Весь устремленный высь, пронизанный светом. Конечно, сегодняшнему далеко до того, что был здесь лет 100 назад: стены просто побелены, никакой росписи, икон почти нет, царские врата из простой толстой фанеры. Но это не умоляет величия сооружения.

«Некоторое время приезжал служить батюшка, даже жил здесь, но у него было еще 4 прихода, не получалось везде успевать, и его освободили от службы здесь, – рассказывает Лидия. – Так что служб сейчас нет. Но кто приезжает – я открываю, чтобы свечи поставили, постояли, кто хочет помолились. Каждый день читаю здесь молитвы.

Когда батюшка служил, то на службу приезжали казаки из Погореловки, человек 25. Они и были основными прихожанами. Местные? Да, в Варваренках летом живут дачники, семей 10. Но они никогда сюда не заходят, даже из любопытства. Редко, но заезжают люди специально посмотреть на храм, о котором слышали. Удивляются его красоте, и тому, что он стоит в таком глухом месте.

Что будет дальше? – Не знаю. Нужен батюшка, тогда место начнет оживать. Но быть батюшкой в таком отдалении от мирской жизни – сегодня это духовный подвиг. Ведь с батюшкой сюда должна приехать жить и его семья. А детям надо учиться, развиваться. И жены у священников сегодня не все домохозяйки».

На вопрос, как ей видится будущее храма Лидия ответить затрудняется, но считает, что когда-нибудь, с приходом батюшки, здесь будет построен скит, т.е. место, где в уединении, вдали от мира, под покровительством Оптиной пустыни, будут жить насельницы.

Едем обратно в раздумье: может, потому руководство монастыря и не заинтересовано в восстановлении связи района с Варваренками какой ни есть дорогой, чтобы туда особо не рвались развлечения ради?

Л. ЕГОРОВА.

Фото автора.

Новости ВРФ