Народная песня – выражение состояния души
Народные традиции объединяют мир детей и мир взрослых. Заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков народная мудрость воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Для популяризации произведений народного творчества в
Воротынской школе искусств
по инициативе директора О.А. Рафальской в сентябре 2014 года было создано фольклорное
отделение. На уроках преподаватели знакомят детей с музыкально-поэтическими и
художественными жанрами, приобщая к народному художественному творчеству – неисчерпаемому источнику эстетического, нравственного,
эмоционального воспитания. Дети знакомятся с трудом взрослых, учатся его
уважать, обучаются простейшим умениям и навыкам; воспитывается интерес,
самостоятельность, умение трудиться.
В различных жанрах фольклора песни обычно исполняются
хором, коллективно,
а былины и сказки – индивидуально. Использование пособий, игрушек, картин,
произведений народного художественного творчества помогает восприятию и
воспроизведению наиболее ярких особенностей художественного образа.
Традиционность в народном художественном творчестве выражается в устойчивости
словесного текста, напева, характера исполнения, красок, передаче произведений
с определенными сюжетами и героями от поколения к поколению и сохранении их в
течение веков выразительными средствами.
Фольклорный ансамбль «Павлинка» – яркий представитель
музыкального народного творчества, помогающий лучше понять жизнь, культуру и
быт наших предков. Ансамбль состоит
из 19 учащихся и руководителей, квалифицированных педагогов: Л.А. Самуйленко, А.М.
Жукова (заслуженный работник культуры РФ, концертмейстера) и А.Н. Буневич.
Выступления ансамбля всегда колоритны и неповторимы. Русские костюмы – с
художественным вкусом украшенные вышивками и полосками девичьи сарафаны и
мужские косоворотки – создают неповторимый образ в сочетании с народными
напевами и надолго остаются в душе зрителей.
За шесть лет творческой жизни дети совместно с педагогами активно участвовали в школьных мероприятиях, концертах, выставках и становились неоднократными победителями конкурсов различного уровня. Наиболее значимые их них: XXII фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Воротынские звездочки» (2015-18 годы) – дипломанты I степени; межрегиональный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Угра – Пояс Пресвятой Богородицы» (2015-17г.) – лауреаты I степени; областной фестиваль детских фольклорных коллективов «Приглашаем в хоровод» в рамках Всероссийского детского фестиваля народной культуры «Наследники традиций» (2017г.) – лауреаты I степени; VII Всероссийский Александро-Невский фестиваль православно-патриотической и авторской песни в Москве (2017 г.) – лауреаты III степени; участники военно-исторического праздника в национальном парке «Угра» – благодарность министерства природных ресурсов России (2017г.); Пасхальный фестиваль, организованный духовно-просветительским центром «Вера. Надежда. Любовь» (2018г.) – диплом администрации г. Обнинска; межрегиональный фестиваль-конкурс народных ремесел «Хлудневское древо» – благодарственное письмо министерства культуры и туризма Калужской области (2018г.).
Огромна и признана роль музыкального народного
творчества в искусстве каждой страны
не только в инструментальной музыке, но и в объединении мелодии со словом – в
песнях.
В них звучит исполненная нежности грусть о любви к своей земле, Богу, гордости
и боли за сынов Отчизны – это не просто фольклорный жанр, это подлинный
документ, в котором хранятся важныесведения
о культуре, быте народа.
Будем бережно хранить сокровища народной культуры и делать их доступными для всех, любящих художественное творчество, развивая стремление к прекрасному и воспитывая уважение к народным традициям и культурным ценностям.
Е. Шенаева,
секретарь Воротынской школы искусств.