12+
25 апреля 2024, четверг

«С БОЛЬШИМ ТРЕПЕТОМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ ОТНОШУСЬ К ПОКОЛЕНИЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

13.09.2018
«С БОЛЬШИМ ТРЕПЕТОМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ  ОТНОШУСЬ К ПОКОЛЕНИЮ ПОБЕДИТЕЛЕЙ»

Жуковский район был в оккупации 72 дня. Уже 21 октября 1941 года фашисты захватили село Угодский Завод. Освободили его советские бойцы 28 декабря 41-го. Одна из старейших жительниц города Жукова Галина Ланецкая помнит о происходивших тогда событиях.

Ей шел девятый год, когда началась война. К тому времени в семье Ланецких было трое детей, жили на улице Максима Горького (старое название – Заречная). Рядом был военкомат. До войны отец, Петр Филиппович, работал в лесхозе на полуторке, а потом начал возить новобранцев. Почти каждый день маленькая Галя видела, как провожают на войну. Говорит, и пели, и плясали, но со слезами. Вскоре ушел и отец, который до самого последнего момента перед оккупацией района вывозил на своем грузовике документы, предназначенные для эвакуации.

– Все пережили, – волнуясь, вспоминала Галина Петровна, – и немцев, и бомбежку, и партизанский налет. Страху было много. Как же оставшимся женщинам доставалось, которые тянули на себе и работу, и детей, голодали!

Когда немцы пришли в Угодский Завод, устроили в военкомате свою комендатуру. Собрали пожилых мужчин, которые должны были работать на крахмальном заводе. Чуть что – били прикладами. В доме Ланецких тоже поселились гитлеровцы, какие-то начальники, с денщиками. Маму Елену Матвеевну с ребятишками выселили на кухню. Денщики, помнится Галине Петровне, их подкармливали, показывали фото своих ребятишек. Все ухоженные, хорошо одетые. Немцы смеялись: «Матка, Москва капут!», тыча под нос картинку с изображением Гитлера на Красной площади.

– Они уйдут, а мы между собой переговариваемся и все повторяем: «Не может такого быть!» – рассказывает Галина Ланецкая. И вспоминает рассказы своих сверстников. Как уже после ухода немцев одна из девчушек пошла в лес и наткнулась на страшную находку – торчащую из земли руку. По всей видимости, гитлеровцы закопали тела расстрелянных.

Фашисты два раза отступали из Угодского Завода. Они ушли, а на село посыпались бомбы. К соседям одна попала, вместо снега кругом все черным-черно стало. В бомбежку спасали из дома самое ценное – сухари. Уходя во второй раз, враги зажгли дома. Край улицы Максима Горького, вспоминает женщина, остался цел. За их улицей был Донской переулок (потом улица Рогачева), говорит, перед войной только строиться там люди начали. Сгорело. Не уцелел и дом Ланецких.

– Одна печка осталась, вокруг нее и строили. В сорок втором году. Военные спилят лес, вывезут, а уж мы из переулка таскали на себе. Как немцев отогнали, все организации в селе быстро открыли. На улице Дзержинского дом уцелел, так там школу устроили, собрали ребятишек с 1 по 4 классы. Мама пошла в военкомат работать, была вольнонаемная, но на военном положении. Мы с утра просыпались – ее уже нет, только записка, кому что делать. Татьяна КРЫЛОВА.

Депутат Законодательного Собрания Калужской области Сергей ТОЛСТИКОВ:

– Такие вот «живые» воспоминания очевидцев о Великой Отечественной войне с каждым годом, как сама война от нас отдаляется, становятся все ценнее. Самый наглядный урок патриотизма для нашей молодежи – рассказ тех, кто пережил страшные события и не сломался. С большим трепетом и благодарностью отношусь к поколению победителей.

Лидия ПИЩУЛИНА, депутат Районного Собрания, директор средней школы имени Е. Р. Дашковой г. Кременки:

– По решению областных парламентариев у нас в регионе есть такие звания, как «Город воинской славы», «Город воинской доблести», «Рубеж воинской доблести». Последнего звания удостоены и Кременки. В нашей школе несколько музеев, один из них – историко-краеведческий, где как раз и собраны материалы о событиях осени-зимы сорок первого года, когда на нашей земле рвущийся к Москве враг был остановлен.

Новости ВРФ