12+
15 апреля 2021, четверг

Неизвестная война

01.02.2021
Неизвестная война

На страницах нашей газеты мы начинаем серию публикаций о неизвестных страницах Великой Отечественной войны в истории Бабынинского района. Последний фашистский солдат был изгнан с его территории 20 января 1942 года. Отзвуки войны еще долго гремели и не давали вернуться к привычной жизни и солдатам, и мирным жителям. Гибли и военные, и гражданское население. Не хватало еды, одежды, средств к существованию. Фронт медленно уходил дальше от границ нашего района. Ему были нужны вооружение, живая сила, боеприпасы. Нашу армию необходимо было обеспечить всем необходимым. Документальные факты о солдатах-саперах, обеспечивающих продвижение нашего фронта на Запад представлены в материалах Константина Анатольевича Кузина.

Неизвестные страницы и участники Великой Отечественной войны

Саперы 31 саперной бригады 1-й саперной армии Западного фронта на Бабынинской земле

Благодаря активной работе Центрального Архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) по размещению в открытом доступе, в том числе на официальном сайте «Память народа» (информационный сервис Министерства обороны в сети Интернет), документов времен Великой Отечественной войны, мы имеем возможность открыть для себя ранее неизвестные страницы истории прошедшей войны и узнать имена тех ее участников, о которых никогда не слышали. Именно о таких событиях, которые не описаны в летописях по истории Бабынинского края, и таких солдатах, и офицерах, чьи имена не отмечены на мемориальных плитах индивидуальных и братских могил, мне стало известно из документов ЦАМО РФ, выложенных в открытый доступ, и мне бы хотелось, чтобы о них узнали жители нашего района. Всем известно, что по территории Бабынинского района проходит автодорога Калуга – Вязьма (участок автодороги Р-132), однако, не каждый знает о том, что во время Великой Отечественной войны именно эта дорога была одной из стратегических артерий, по которым происходило снабжение войск Западного фронта всем необходимым (живой силой, вооружением, боеприпасами и т.д.) и тем самым обеспечивалось развитие победоносного наступления Советских войск на Запад, получившего свое начало в битве под Москвой в декабре 1941 года. Описываемые далее события происходили на участке автодороги Калуга - Вязьма, который и сейчас проходит по территории нашего района, а во время войны брал свое начало от д. Плетеневка (ныне Московский округ г. Калуги) и проходил по ныне существующей автодороге, через р. Угра, д. Угра, п. Росва (в то время село), п. Куровской (в то время его не существовало, был только перекресток с дорогой, ведущей на д. Колышево Дзержинского района), автодорогу М3 «Украина» (в то время ее не существовало, был перекресток с дорогой на д. Мордвиново) и далее до с. Утешево. Старая дорога проходила непосредственно по центру села, а въезд в с. Утешево был в районе ныне существующего перекрестка с автодорогой на п. Бабынино. В период весенней распутицы и бездорожья (март – апрель 1942 года), на указанном участке дороги, саперы 31-й саперной бригады (далее – сапбр) 1-й саперной армии Западного фронта, не смотря на сложные погодные условия, регулярные бомбежки и обстрелы вражеской авиации, не щадя своих сил и здоровья, а порой и собственной жизни, поддерживали дорогу в проезжем состоянии, регулировали движение военных колонн, обустраивали объезды разрушенных участков и заторов, разминировали минные поля и обезвреживали боеприпасы, оставшиеся на местах боев или неразорвавшиеся при бомбежках, возводили мосты и военные укрепления. 31-я сапбр была сформирована на основании приказа начальника инженерных войск Западного фронта№ 01464 от 27 декабря 1941 года из саперных батальонов (сапб) 11- го армейского управления военно-полевого строительства (АУВПС-11), в соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии № ОР-2/5/3756 и приказа начальника инженерных войск Западного фронта № 08 от 25.12.41, согласно которой формировалась: «31-я Саперная Бригада 1-й Саперной Армии Запфронта». Формирование бригады происходило непосредственно в д. Барвиха (Московская область) в период с 27 по 31 декабря 1941 года. В состав новой бригады вошли восемь саперных батальонов из числа батальонов ВПС-4, а также 31-й Отряд Механизации и 31- й Автотракторный батальон. Первым командиром вновь сформированной 31-й сапбр стал подполковник Аксючиц Владимир Иосифович. Согласно архивных документов Аксючиц В.И. был выдающейся личностью, сочетавшей в себе профессионала инженерного дела, грамотного, умелого и бесстрашного военачальника и настоящего патриота своей Родины. Аксючиц В.И. был кавалером Ордена Красной Звезды, Ордена Красного Знамени и Ордена Отечественной войны I степени (Орденом Отечественной войны I степени Аксючиц В.И. был награжден посмертно). Во всех наградных листах неизменно говорится о том, что Аксючиц В.И. непрерывно, с риском для жизни, мужественно и четко руководил подчиненными, в результате чего своевременно обеспечивал инженерное сопровождение наступательных операций Советских войск на ответственных участках фронта. Из представления к награждению – Орденом Красного Знамени Аксючиц В.И. командовал 31-й саперной бригадой в период с 27 декабря 1941 года по май 1942 года (приказом командующего 1-й Саперной Армией ! 0243 от 29.4.42г. комбриг подполковник Аксючиц В.И. был отозван в распоряжение Штаба Инженерных Войск Западного фронта). Последнее место службы Аксючиц В.И. – командир 63-й инженерносаперной бригады, приданной 2-й Гвардейской Армии 4-го Украинского фронта. 29 августа 1943 года, во время налета вражеской авиации на населенный пункт АНАСТАСИЕВКА (Ростовская область), полковник Аксючиц был тяжело ранен осколком авиационной бомбы и 30 августа 1943 года скончался от ран в Эвакогоспитале ! 1586. Полковник Аксючиц В.И. был похоронен в Ленинском сквере г. Новочеркасск (Ростовская область), в 5 м от памятника Ленину, а его имя навечно вписано в Книгу памяти Ростовской области. В период с 16 января по 10 марта 1942 года штаб 31-й саперной бригады, вместе с Отрядом Механизации и Автотракторным батальоном дислоцировался в городе Калуга, а батальоны выполняли поставленные перед ними задачи по восстановлению разрушенных дорог и мостов на только, что освобожденной от врага территории Калужской области, обеспечивая тем самым доставку наступающим войскам Западного фронта живой силы, боевой техники (вооружения) и боеприпасов. 10 марта 1942 года штаб 31-й саперной бригады был передислоцирован в д. Вязовня (с. Вязовна Бабынинского района), и уже 14 марта батальоны приступили к выполнению приказа по подготовке дорог к бесперебойному движению автотранспорта в условиях весенней распутицы (приказ комбрига от 13.3.42 г. ! 053). За батальонами были закреплены конкретные маршруты, маршруты были разделены на эксплуатационные участки, а за каждым участком закреплены конкретные ответственные. По архивным документам, в период с 14 марта по 07 апреля 1942 года весь участок дороги от д. Плетеневка до с. Утешево (более 25 км) обслуживал 778-й сапб. Штаб батальона, 1-я и 3-я саперные роты (сапр), хозчасть и обоз, располагались в д. Куровское (Дзержинский район), а 2-я сапр в д. Николо Пиносово (сейчас – д. Николо-Лапиносово Московский округ г. Калуги). Приказом от 3.04.42 ! 068, за 778-м саперным батальоном был закреплен участок дороги (около 11 км) от д. Угра до д. Роговичи (деревня уже не существует, а тогда она находилась недалеко от дороги, практически напротив д. Семыкино), а участок дороги от д. Роговичи до с. Утешево (около 14 км), был закреплен за 779-м саперным батальоном, который до этого выполнял боевые задачи на автодороге д. Угра – пос. Воротынск – с. Воротынск – с. Перемышль (штаб батальона находился в с. Воротынск – сейчас территория Перемышльского района). 06 апреля 1942 года штаб 779-го саперного батальона, хозяйственное отделение и 2-я саперная рота были передислоцированы в д. Спорное, 3-я саперная рота в д. Калуженка (находилась не далеко от д. Волхонское), а 1-я саперная рота в д. Сосновка. 07 апреля 1942 года 779-й сапб принял(по акту)от 778-го сапб участок дороги от д. Роговичи до с. Утешево. Многочисленные источники, описывающие наступление Советских войск на Западном фронте (декабрь 1941 – май 1942 года), единодушно отмечают, что отсутствие хороших дорог (глубокий снег зимой и распутица весной), замедляли продвижение Советских войск, особенно артиллерии и танков. Из-за снежных заносов и метелей, а также весенней распутицы и дождей, резко сокращалась пропускная способность дорог, а вне дорог движение становилось почти невозможным… Именно для саперных подразделений (в том числе 778-го и 779-го сапб), которые использовались на дорожно-мостовых работах, это время стало временем суровых испытаний. Как показала практика, именно саперам меньше всего приходилось считаться с ранее существовавшими дорогами. Занесенные снегом и крайне разбитые в весеннюю распутицу, они не вполне отвечали требованиям, предъявляемым к «проезжим дорогам», однако, именно благодаря усилиям и самоотверженному труду саперов, а в некоторых случаях и местного населения, эти дороги становились пригодными для движения военных колонн, в том числе и тяжелой военной техники. Согласно журналов боевых действий 778-го и 779-го саперных батальонов, для поддержания участка дороги от д. Угра до с. Утешево в проезжем состоянии, ежедневно осуществлялись следующие работы: расчистка дороги от снега и льда до самого грунта, отведение воды (талой и дождевой) с полотна дороги; обустройство (укрепление) обочин и рытье кюветов; ремонт разрушенных участков дороги и устройство гатей (настилов); устройство объездов поврежденных участков дороги и регулирование движения военных колонн; выравнивание и укрепление дороги гравием, щебнем или просто камнем, шлаком и битым кирпичом; заготовка бревен, жердей, хвороста, песка, гравия, щебня и т.д. За период эксплуатации закрепленных участков дороги (апрель – май 1942 года), саперами 778-го и 779-го саперных батальонов, в том числе при помощи гражданского населения, которое привлекалось к выполнению отдельных работ, было очищено от снега и льда, осушено от воды, выравнено и укреплено более 75 000 погонных метров дорожного полотна, обустроено и отрыто белее 200 000 погонных метров обочин и кюветов, очищено более 5 000 куб.м мелких дорожных сооружений (труб, стоков и т.п.), устроено более 35 км объездных дорог, заготовлено и использовано более 4 500 куб.м бревен, жердей, накатов и хвороста, более 5 000 куб.м гравия, щебня, камня, шлака и песка. Практически ежедневно на работы выходили около 400 - 470 солдат и офицеров, а также 250 – 300 человек гражданского населения. Рабочий день для военнослужащих составлял – 12 часов (не считая время на дорогу к месту проведения работ и обратно). Подъем был в 05.00 час., а отбой в 22.00 час. Кроме того, саперы 778-го и 779-го саперных батальонов: · построили 36 саперных деревянных лодок (СДЛ) и 9 верхних настилов для них (элементы для создания на базе СДЛ понтонов); · обеспечили ремонт, строительство и поддержание в пригодном для движения военной техники состоянии – 4-х мостов.