12+
20 апреля 2024, суббота

Истребитель МИГ-3 с аэродрома "Орешково"

19.09.2022
Истребитель МИГ-3 с аэродрома

Мы продолжаем рассказывать об экспонатах аэродрома «Орешково» в рамках проекта «Крылья Победы». Сегодня речь пойдет о найденных на местах боев и восстановленных до летного состояния самолетах, принимавших участие в Великой Отечественной войне, и конкретно – об истребителе МиГ-3. В начале сороковых годов наряду с самолетами конструкторов Яковлева, Ильюшина он ознаменовал собой новый этап в развитии советской авиации.

Модернизируя самолет конструктора Поликарпова И200 во вновь созданном конструкторском бюро Микояна и Гуревича в рамках проекта Миг-1, выпуск которого начался в декабре 1940 года, конструкторы установили дополнительный фюзеляжный топливный бак на 250 литров и для сохранения центровки перекомпоновали ряд агрегатов – так появился новый самолет МиГ-3.

Самолет, создаваемый как высотный истребитель, был вооружен 3 пулеметами: носовой БС калибром 12,7-мм, двумя 7,62-мм пулемётами ШКАС, а под крыльями, в зависимости от задач, могли быть установлены 2 пулемета БС, РС-82 до 6 шт. или две авиабомбы до 100 кг. Во время первых боев особенно ярко проявился главный недостаток МиГ-3: отсутствие бронестекла в колпаке кабины. Тем не менее, истребитель свою задачу выполнил, защитив небо Москвы и Ленинграда от крылатых орд Геринга.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин, начавший войну на МиГ-3 о нем отзывался так: «На вертикальных фигурах он значительно превосходил прежние самолеты. Он звал летчика на вертикальный маневр, а на виражах был тяжел. Как стороннику вертикального маневра в бою, мне машина была по душе».

В числе экспозиций аэродрома «Орешково» имеется и восстановленный истребитель МиГ-3, который специалисты фонда «Крылатая память Победы» подняли из болота. Руководитель проекта, занимающийся поиском и восстановлением самолетов периода Великой Отечественной войны, Б.Л. Осятинский охотно рассказал историю этого легендарного самолета.

«2 октября 1941 года 28-й истребительный полк из состава 6-го истребительного корпуса ПВО Москвы прикрывал действия штурмовиков в районе городка Осташков. В тот день командир эскадрильи Еремеев вылетел вместе с молодыми летчиками Тюриным и Крапивко, – неторопливо начал свой рассказ Борис Леонидович. – Успешно выполнив боевое задание, они возвращались на аэродром. Неожиданно шесть «мессершмиттов» вынырнули из облаков и атаковали звено «мигов» из трех самолетов. Завязался ожесточенный бой. Но силы были не равны и все три МиГа были сбиты. Летчик самолета, о котором идет речь, остался жив, выпрыгнув с парашютом, но из-за малой высоты купол не полностью раскрылся и пилот сильно побился при приземлении. Мы нашли бабушек, которые будучи во время войны еще девчонками, тащили его на парашюте до санитарного поезда. К сожалению, лейтенант Крапивко погиб уже под Сталинградом.

72 года спустя самолет летчика Крапивко с серийным номером 4321 мы обнаружили с помощью магнитометров и подняли на поверхность. Болото хорошо сохранило самолет, уцелела кабина, приборное оборудование, часть центроплана, стойки шасси. Все, что мы достали из болота, перевезли в Новосибирск, где специалисты из компании «Авиареставрация» за три года восстановили его до летного состояния. Сейчас этот МиГ-3 пилотирует заслуженный летчик-испытатель В.Е. Барсук, эксперт в области авиации, директор СибНИА им. Чаплыгина, – завершил свое увлекательное повествование Б.Л. Осятинский.

О. ЦАПЕНКО.

Фото автора и из архива Б.Л. ОСЯТИНСКОГО.

Новости ВРФ