12+
19 апреля 2024, пятница

Старая кормушка

06.04.2018
Старая кормушка

Задержалась весна, припозднилась. Март уже позади, а все студено и снежно. Зима вообще серьезное испытание для всего живого. Ибо не только холодно, но и голодно. Не зря птицы улетают осенью на юг. Хотя и не все. И самый неунывающий и вездесущий, конечно же, воробей. Издавна эта веселая птаха проживает рядом с человеком. Не найдется никого, кто не слышал бодрое чириканье маленьких серых птичек в коричневых шапочках. И, несмотря на то, что воробей птичка задиристая и нахальная, любят ее все. Посвящают ей и стихи (С. Черный, С. Есенин и др.), и прозу (А. Куприн, М. Горький и др.).

Как-то и не хочется зимой вспоминать, что воробьи наносят определенный вред в сельском хозяйстве и на приусадебных участках, озоруя не только на посевах зерновых, но и на ягодных культурах. Но ведь и польза ими приносится большая. В теплое время года воробьи уничтожают великое множество насекомых, склевывают семена сорняков. И все это идет на прокорм не только самих взрослых птиц, но и на выкармливание птенцов, которых воробьи выводят до четырех выводков в год. В природе вообще нет вредных и полезных птиц, в ней все взаимосвязано. Поэтому воробей наш все же защитник. Всю свою недолгую птичью жизнь воробьи стойко борются за существование в нелегких условиях, помогая друг другу отыскивать корм. Дружные они, эти воробьи. И моя старая кормушка в саду в первую очередь предназначена для них.

Еще в детские годы мной усвоена была истина, что ни в коем случае нельзя давать зимой птицам свежий белый и, тем более, черный хлеб. Потому что дрожжи в таком хлебе по-прежнему остаются «живыми». А пищеварительная система птиц не предназначена для переваривания дрожжей. Тот, кто упрямо продолжает кормить птиц зимой свежим хлебом, губит их. Проще с вечера подсушить хлебные остатки на горячей батарее отопления, а затем раскрошить. По этой же причине не кормят птичек бобовыми (горохом, фасолью, чечевицей, викой).

«Своим» птичкам на кормушку я насыпаю крупные крошки растолченного сухого белого хлеба. Иногда подбрасываю дробленную пшеничную крупу. А вот цельное зерно пшеницы не даю. Твердое оно, зубов ведь у мелких птичек нет, а в сухом виде зерно каленое, не отщипнуть, целое не проглотить. Разве что голуби и галки пшенице обрадуются. Но они на мою кормушку не прилетают. В старину, когда люди содержали лошадей, воробьям было сытнее. Так как лошадей кормили овсом, а это излюбленный корм для воробьев. Сейчас неочищенный овес продается вместе с кормами для животных. А очищенную овсяную крупу днем с огнем не сыскать – везде продают только «Геркулес». Поэтому мне проще добавлять расплющенное «геркулесовое» зерно. Но чаще насыпаю все же черные сырые семечки подсолнечника. Их очень любят синички. Раньше на кормушку прилетала большая стайка до двадцати особей. Но в этом году стайка сильно поредела. О причинах гадать не хочется. Зима экстремальное время.

Нравятся мне эти красивые птички синички. Я им тоже посвящаю стихи. Например:

«В мой сад залетели птицы, Звонкие и бойкие синицы. На ветках желтые шарики, Как елочные фонарики. В мой сад залетели синицы, Чтоб счастья простого крупицы Доставить с приветом от Бога И я не ждала другого. И я отложу свои спицы, Чтобы им насыпать пшеницы. Но нашла только крошки хлеба Для нежданных вестников неба». Строки о пшенице чисто для рифмы. Они крошкам хлебным завсегда рады.

Как и воробьи, синицы оседлые птицы, то есть никуда не улетающие на зиму. В отличие от воробьев их зимний рацион состоит из насекомых. И как поползень, они все светлое время суток тщательно обследуют кору деревьев. Отдирают ее и склевывают забившихся жучков, паучков, личинок жуков. За короткий зимний день дружная стайка синичек успевает облететь на «своем» участке сады, парки, скверы, ближние перелески или лесополосы.

Как-то заметила среди синичек и воробьев у кормушки двух серовато-зеленоватых птичек с желтым зеркальцем на крыльях. Да это же чижи! Понравилась, значит, им моя кормушка. Птички не скандальные, никого не обижают. Кормитесь на здоровье, всем хватит.

Самые желанные, но совсем не редкие гости на кормушке, снегири. Прилетают по шесть-семь птиц красногрудых самцов, да еще две-три самочки, у которых грудки светло-фиолетовые с серым. На крыльях белые зеркальца, подхвостье тоже светлое – красавцы. Уж если забралась в кормушку самочка, то никого не подпустит, пока сама не нащелкает вволю семечек. Как не хочется юрким синичкам ухватить пару-тройку семечек, но и они опасливо перепрыгивают с ветки на ветки, а на кормушку не летят. Выжидают. А вот красногрудых самцов не боятся. Вместе с ними на кормушку садятся. Может, снегири не такие жадные, как снегирихи? Или не такие драчливые? Кто их знает, у них в их птичьем царстве свои законы.

К середине февраля заметила на своей кормушке новичков. Маленькие, серенькие с очерченными крылышками чечетки. У некоторых красные шапочки, как маленькие береточки, это, вероятно самцы. У других, наверное, самочек, буро-фиолетовые манишки под клювами. Лютый холод и их вынудил искать корм у человеческого жилья.

Медленно, но весна вступает в свои права. Все реже прилетают к кормушке пташки. В один из весенних дней обнаружу, что никто не склевал ни семечки, ни хлебные крошки. У птиц появятся другие хлопоты-заботы и другое пропитание. Из-под нагретой на солнце коры полезут пробудившиеся насекомые, основная пища моих зимних постояльцев и гостей. Улетят в леса снегири, чечетки. Синички и воробьи по-прежнему, будут навещать мой участок и весной, и летом, и осенью, но с другими целями. А старая кормушка будет их ждать в следующую зиму.

М. Лебедева.

Новости ВРФ