12+
29 марта 2024, пятница

Повышение спортивного уровня и интересный опыт

30.09.2020
Повышение спортивного уровня и интересный опыт

Мы уже рассказывали о том, что 19 сентября в п. Воротынск на аэродроме «Орешково» прошел очередной этап Кубка России по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1», и их серебряном призере В.Н. Москаленко. Но будет уместно рассказать и еще об одном победителе гонки – руководителе авиационно-спортивного клуба «Альбатрос-Аэро», базирующегося на аэродроме «Орешково» В.Н. Лисняк, занявшим III место.

«Русские авиационные гонки» существуют с 2018 года, соревнования по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» проходят ежегодно в несколько этапов. На сегодняшний день прошло более двенадцати гонок, но на реактивных самолетах соревнования такого уровня проходили впервые. Напомню, что гонки проходили по трассе длиной около четырех километров, которая имеет форму замкнутой петли с четырьмя воздушными воротами в зоне пилотирования. Ворота представляли собой парные 3D фигуры на основе надувных конструкций в виде двух пилонов, а всего их было восемь, высотой по двадцать пять метров. В процессе прохождения трассы участники программы выполняли фигуры сложного и высшего пилотажа. Сегодня наш рассказ о выступлении Владимира Николаевича Лисняк – принесшем ему III место и звание мастера спорта. В.Н. – летчик инструктор 3 класса государственной авиации, ведомый пилотажной группы «Реакторы» и руководитель Авиационно-спортивного клуба «Альбатрос-Аэро». Несколько лет назад этот клуб перебазировался на заброшенный аэродром «Орешково» и сумел за относительно короткое время вдохнуть в него жизнь. Аэродром был построен еще в 1941 году. После освобождения Калуги здесь базировался полк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой, а после Победы – два полка другого знаменитого аса – Ивана Кожедуба. 13 июня 1961 года сюда приземлился самолет с Ю.А. Гагариным, который посещал Калугу. Затем аэродром стал учебной базой ДОСААФ, а после распада СССР здесь обустроился вертолетный полк, который в 2011 году перебазировался в Вязьму. Одним словом, если бы не Авиационно-спортивный клуб «Альбатрос-Аэро» под руководством В.Н. Лисняк, то и различных спортивных соревнований по самолетному спорту здесь бы не было. Летать Владимир Николаевич начал в четырнадцать лет в юношеской планерной школе на планере ЛАК-16, затем в аэроклубе ДОССАФ на планере L-13 «Бланик». Далее были самолеты Як-52 и Як-18т, Cessna-152 и -172, TecnamP2002. Потом он освоил реактивные L29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос». Сейчас Владимир Николаевич приступил к освоению МиГ-29, L-410, Як-40 и Ан2, однако до самостоятельных вылетов пока не дошло. Но вернемся к соревнованиям, которые в этот пасмурный осенний день возвестили ревом мощных авиационных двигателей, что начался очередной этап Кубка России по самолетному спорту. В финале за призовые места соревновались шесть сильнейших пилотов прошедшие квалификационный отбор в скоростном пилотировании самолета по специально установленной трассе, и среди них был Владимир Николаевич Лисняк. Многие из находящихся на земле волновались за руководителя Авиационно-спортивного клуба «Альбатрос-Аэро» соревнующегося на своем «поле», понимая, что это и дополнительный груз ответственности. Присутствующие на аэродроме увидели, как промелькнувший на огромной скорости самолет стал резко набирать высоту и, развернувшись, стал гнуть петлю на три четверти, чтобы как можно быстрее пролететь через третьи ворота. Однако у сверхманевренности есть цена – летчик подвергается сильным перегрузкам. Неподготовленный человек такого просто не вынесет. Вот и сейчас в форсированном вираже Владимир Николаевич, находясь в кабине своего самолета, испытывал максимальную перегрузку. На фигуры высшего пилотажа способны только лучшие из лучших – самые подготовленные, тренированные и мотивированные пилоты. Человек на земле испытывает перегрузку в один G. В воздухе, на реактивном самолете, да еще при таких маневрах, показатель увеличивается кратно. Время на секундомере показало двадцать пять секунд, когда летчик, проведя корректировку курса, прошел через очередные ворота и устремил свой самолет к четвертым, которые так же прошел чисто. Прекрасный результат на промежуточном этапе показал летчик! Результат 54,8 секунды позволил Владимиру Николаевичу стать бронзовым призером этих авиагонок и взойти на пьедестал почета. За достигнутый результат награжден медалью и Грамотой, подписанной министром спорта Российской Федерации О.В. Матыциным. Владимир также выполнил норматив мастера спорта России по самолетному спорту!

О. ЦАПЕНКО.

Фото Н. СМИРНОВОЙ.

Новости ВРФ