Спортсменка, авиатрисса, красавица
Очередной репортаж с этапа Кубка России по самолетному спорту, который прошел 19 сентября на аэродроме «Орешково» в дисциплине «Авиагонки – Формула1», о Юлии Крыловой – единственной женщине, принимавшей участие в этих престижных соревнованиях.
Глядя на эту молодую, спортивную женщину в летном комбинезоне, идущую к самолету, вспомнилась знаменитая фраза из кинофильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»: «Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она – просто красавица». Кстати, авиатриссами называли женщин-авиаторов в Российской империи в начале XX века. Юлия очень скромный человек, но рассказала, что начала летать сравнительно недавно, причем сразу на реактивном Aero L-29 Delfin. Летчиком-инструктором у нее стал бронзовый призер этих спортивных соревнований – ведомый пилотажной группы «Реакторы» и руководитель авиационно-спортивного клуба «Альбатрос-Аэро» – Владимир Лисняк. 12 июня 2019 года, в День России, Юлия совершила свой первый самостоятельный вылет на самолете Aero L-29 Delfin здесь же, на аэродроме «Орешково». Она – первая девушка в истории современной России, которая начала свою летную карьеру с реактивного самолета, налетав уже в общей сложности более семидесяти часов. Мы познакомились с Юлией Крыловой 5 сентября на аэродроме «Орешково», когда состоялось уникальное событие – встреча женщин- пилотов, а также представительниц других авиационных профессий: авиатехников, инженеров и известных авиационных фотографов со всей России под необычным названием: «АвиаДевичник – 2020». Юлия сама придумала и организовала это замечательное мероприятие, где о каждой участнице можно было сказать без ложного пафоса: «Цветок среди цветов!» Но вернемся к главной теме повествования – полете Юлии Крыловой на чехословацком учебно-тренировочном самолете Aero L-29 Delfin, который совершил первый полет 5 апреля 1959 года и в 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолетом стран-участниц Организации Варшавского договора. L-29 относится к первому поколению реактивных учебно-тренировочных самолетов в связи с массовым переходом на сверхзвуковые реактивные самолеты в середине 1950-х годов. Несмотря на солидный возраст, самолет, как и другие используемые в соревнованиях «Авиагонки – Формула-1», прошел капитально-восстановительный ремонт, имеет регулярное техническое обслуживание и Сертификат летной годности, выданный в установленном законом порядке, с разрешением выполнения акробатических полетов и фигур высшего пилотажа. Глядя на это чудо инженерной мысли, весящее более трех тон при размахе крыльев больше десяти метров и способное летать, трудно было понять, как такая хрупкая молодая женщина справляется с самолетом в воздухе? Нужно ведь не просто лететь по прямой, а еще и выполнять фигуры сложного и высшего пилотажа, подвергаясь при этом сильным перегрузкам. Пилоты должны показать скоростное пилотирование самолета по специально установленной воздушной трассе с правильным прохождением воздушных ворот за минимально короткое время на предельно малой высоте. Прохождение гонки считается успешным, если не были задеты пилоны, образующие воздушные ворота, а сами воздушные ворота были пройдены в горизонтальном полете, то есть без крена и без тангажа. – Я пришла в авиагонки Формула-1, чтобы поддержать саму идею проведения соревнований по самолетному спорту подобного формата, – сказала Юлия, участник этих соревнований. Ее настойчивость принесла свои плоды, и в результате жесткого отбора она попала в число одиннадцати участников авиагонок. И вот самолет, который пилотировала Юлия Крылова, после короткого разбега оторвался от бетонной взлетно-посадочной полосы. Напомню, что отсчет времени начинается после того, как самолет преодолеет первые пилоны, раскрашенные черно-белыми шашечками, означающие старт и финиш на воздушной трассе. Вот стало видно, как Юлия заходит на свой первый круг и разгоняет самолет, идя со снижением к первым воротам. L-29 Delfin, с ревом пронесся мимо пилонов обозначающих стартовые ворота и с небольшим креном устремился ко вторым. Примерно четыре секунды занял пролет на этом отрезке. Вдруг Юлия поднявшись выше, резко перекладывает самолет на левое крыло и делает боевой разворот. А секундомер неумолимо показывает – 12 секунд! «Давай Юлия!» – кричат зрители, стараясь подбодрить пилота. Но ей сейчас не до них. Если Юлия весит примерно 50 килограмм, то при совершении этого маневра ее вес достигал почти 200 килограмм! В отличие от предыдущих участников, которые довольно агрессивно выполняли разворот на три четверти, чтобы как можно быстрее пролететь через ворота №3, Юлия менее энергично выполнила разворот и устремилась к ним. Если пилотов летавших до нее, солнце не слепило, прячась за тучами, то ей солнечные лучи при выполнении маневров в воздухе падали на разгоряченное лицо и попадали в глаза. Юлия выполняла все элементы, с присущим только женщинам изяществом, за что получила от зрителей аплодисменты. Закончив крайний разворот, она вновь бросила самолет вперед, чтобы взять очередной створ ворот. И вот пилоны слегка колыхнулись при пролете между ними L-29 Delfin, который с ревом устремился вновь к облакам. Финиш! Две минуты и пятьдесят четыре секунды затратила Юлия Крылова на прохождение маршрута. К сожалению, показанный результат не позволил ей пройти в финал, но это нисколько не омрачило болевших за нее зрителей, которые кричали вслед удаляющемуся самолету: «Юлия, ты лучшая!» На земле друзья и знакомые встретили Юлию объятиями и цветами. Так закончился еще один захватывающий эпизод в этих русских авиационных гонках.
О. ЦАПЕНКО.
Фото Н. СМИРНОВОЙ.