12+
24 апреля 2024, среда

Дорогой поиска и творческих побед (продолжение истории)

24.06.2021
Дорогой поиска и творческих побед (продолжение истории)

Продолжаем знакомить читателей с историей развития Детской школы искусств п. Бабынино. В статье речь пойдёт об инструментах народного отделения: домре, балалайке и гитаре.

Истинное происхождение домры неизвестно, но точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в 16-17 веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует известная исследователям поговорка: “ Рад скомрах о своих домрах”. Более того, при царском дворе существовала целая “Потешная палата” – некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи с домрами, гуслями, гудками и прочими древнерусскими музыкальными инструментами.

Возможно, старожилы помнят Д.Ф. Землянухина, который до 2000 года проживал в д. Тужимово Бабынинского района. Дмитрий Федорович был любителем-балалаечником. Недорогой, но звонкий инструмент в его руках звучал задорной, игривой скороговоркой и дарил присутствующим весёлое настроение. Еще в восьмидесятых годах балалайка довольно часто встречалась на селе, подобно тому, как сейчас гитара.

Точно не установлено, когда в нашей школе были открыты классы домры и балалайки. Логично заключить, что, если в 1976 году в школе было два оркестра: баянистов и оркестр русских народных инструментов, значит преподаватели народного отделения, владеющие навыками игры на домре и балалайке, обучали детей игре на них. Таким образом, домра была использована в школьном оркестре как солирующий инструмент, а балалайки, в основном, составляли аккомпанирующую группу. Учащиеся быстро овладевали нехитрыми способами звукоизвлечения и с большим удовольствием занимались в оркестре, руководителем которого в 1976 году была Е.Е. Угликова.

С 1977 года класс домры вела Л.А.Чубарова. В беседе Людмила Анатольевна поделилась, что время работы в нашей школе она вспоминает с особой теплотой. Учеников было много. Молодость, энтузиазм, желание расти профессионально и двигаться вперед объединяли коллектив. Интересная творческая работа увлекала и приносила удовлетворение.

С сентября 1981 года класс домры вела Г.С. Чугункина, а с 1984 года – С.А. Шагаева. К сожалению, точных сведений о выпускниках-домристах того времени не сохранилось.

В августе 1985 года преподавателем класса домры была принята Г.М. Быкова. Она хорошо помнит своих первых учеников: Е. Князеву, Г. Дьякову, С. Мамонову, И. Калинину, Т. Постнову. Из них Елена Князева в 1990 году стала выпускницей, успешно завершив пятилетний курс обучения. Сейчас Елена Викторовна работает директором Муромцевской средней общеобразовательной школы.

Яркие выпускники-домристы класса преподавателя Г.М. Быковой: А. Яшкин (2000г), Д. Коняхин (2001г), О. Елисеева (2006г), К. Бастрич. Последняя по окончании нашей школы в 2010 году успешно сдала экзамены и поступила в Калужский музыкальный колледж им. С.И. Танеева по классу домры.

С 1988 года класс домры и балалайки вела Л.С. Герасимова. В основном, Людмила Сергеевна работала в с. Муромцево. Её выпускники-домристы: В. Курнов, Н. Лугачева, Г. Лугачева, Н. Есичев, Андрей Рыжов, С. Чакыр, И. Чакыр, Александр Рыжов, А. Тебляшкина, В. Рыжова, Н. Герасимова, балалаечник – А. Мурзахметов.

С 1993 года и по настоящее время преподавателем по классу домры нашей школы работает Е.М. Масолова. Сначала Елена Михайловна работала в с. Муромцево, где первым её выпускником стал И. Герасимов. Среди выпускников класса Е.М. Масоловой: Н. Сидорова, О. Носова, Д. Вереина, Александра Бастрич, Мария Бастрич, Т. Чехович, Ю. Назаркина, С. Фролова, Т. Костикова, И. Платошин, А. Живова. Особенных успехов достигли выпускники: Татьяна Трюхова, которая в 2010 году заняла 3 место в 11 городском открытом конкурсе юных дарований в г. Балабаново, Светлана Марченкова, в 2012 году в этом же конкурсе, в г. Балабаново заняла 1 место. В 2018 году Давид Шароян занял 3 место в Международном конкурсе Славянская звезда в г. Калуге.

Сегодня в классе Елены Михайловны 15 учащихся. И это во время высоких технологий, когда подростки готовы часами просиживать за гаджетами, и, когда домра не столь популярна, как, например, гитара. Класс домры радует не только своим количеством, но и высоким качественным исполнительским уровнем. Зрителей восхищает выступление солистов Давида Шароян и Варвары Жуковой. Самобытно и ярко звучит ансамбль домристов школы “Весёлый наигрыш”. 19 мая 2021 года на отчетном концерте народного отделения пьесы композитора Е. Дербенко в исполнении ансамбля домристов прозвучали под современный ритмичный аккомпанемент, что придало выступлению яркость и свежесть. Слушая живую, энергичную музыку, зрители любовались участниками ансамбля, которые играли с необычайной отдачей и большим удовольствием. Высокий профессиональный уровень работы Е.М. Масоловой показывает, насколько сильно она сама любит свой инструмент, дело, которым занимается и, конечно же, своих учеников. О таких людях, работающих с большой самоотдачей и любовью, приносящих радость окружающим, древняя мудрость гласит: “... нет для человека ничего лучше, чем получать радость от своего труда, потому что это его на града...”. И в самом деле, радостные лица обучающихся и зрителей – это наивысшая похвала преподавателю за его труд. Елена Михайловна в беседе сказала: “Так хочется делать свою работу ещё лучше!”

Рассказывая об инструментах народного отделения, мы приблизились к самому нежному из них – классической шестиструнной гитаре. То, как исполнители – классики держат свой инструмент в руках, очень напоминает положение младенца в материнских любящих объятьях.

Звук гитары слышится по всей земле; играют на ней как любители, так и профессионалы. Человек, умеющий извлекать на гитаре всего три аккорда, уже считает себя гитаристом. Но так ли это? Чтобы научиться играть на гитаре профессионально, необходимо долго и старательно трудиться.

Шестиструнная гитара – это грациозный струнный испанский народный инструмент. Знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия превратил гитару в классический концертный инструмент. Почему гитара настолько популярна? Возможно, благодаря её звуку, который вызывает различные настроения от лёгкой грусти до восторженного ликования.

Г.М. Быкова начала преподавать шестиструнную классическую гитару в 1997 году, по окончании двухгодичных очно-заочных курсов. Классическая гитара – инструмент многоплановый, глубокий и тонкий. Работа с детьми увлекает. Перед преподавателем раскрывается целый мир эмоций и впечатлений начинающего музыканта. Часто дети особым образом реагируют на музыку. Она буквально отражается в их глазах! За 24 года существования класса гитары, из стен школы вышли 34 выпускника – гитариста. Первая выпускница класса гитары Екатерина Коломиец продолжила обучение в Калужском музыкальном училище и успешно закончила его. Среди ярких выпускников – Н. Грибова, А. Генералов, Антон Маркин, В. Максимочкина, А. Федотов, Е. Никитин, Я. Ким, М. Крысанов, Д. Лаптев, Л. Шабалин. Отличились особым старанием и трудолюбием Николай Чекарев, Александр Комчедалов, Елена Галанкина, Павел Маркин, Ксения Бастрич, Алексей Чекмарев, Дана Лысакова, Данила Козлов, с которыми ездили на областные конкурсы в г. Калугу, г. Обнинск, г. Балабаново, неоднократно участвовали в детском фестивале в рамках международного “Мир гитары”. Приятно слышать от родителей и самих бывших учащихся, что почти все они продолжают заниматься музыкой. Теперь уже они приобретают электронные гитары и пробуют себя в различных жанрах как эстрадные исполнители. Да, гитара многолика. Её диапазон от нежной тихой мелодии до тяжёлой рок-музыки. Хочется надеяться, что музыкальный вкус и эмоциональная культура, которую преподаватели воспитывают и прививают в школе искусств, помогают нашим выпускникам делать выбор в пользу музыки, в которой заложено не состояние, а эмоциональная составляющая. Ведь когда музыка “говорит”, наши чувства “слушают”. Если какая-либо музыка отрицательно сказывается на наших чувствах, поступках или отношениях с людьми, значит, лучше слушать что-нибудь другое. Стоит защитить свои уши, чтобы защитить свои чувства, а это, в свою очередь, защитит наше сердце и разум!

Послушать хорошее музыкальное произведение полезно и приятно. Но еще больше радости человек получает, когда сам играет на каком-нибудь музыкальном инструменте или поет вместе с друзьями. Музыкальная осведомленность наполняет нашу жизнь новыми красками!

В следующей статье речь пойдёт о хоровом и теоретическом отделениях школы.

Г. БЫКОВА, преподаватель ДШИ п. Бабынино.

Новости ВРФ