12+
25 апреля 2024, четверг

Воротынец занял второе место на кубке Чкалова по авиационным гонкам

23.08.2021
Воротынец занял второе место на кубке Чкалова по авиационным гонкам

Кубок Чкалова по авиационным гонкам «Формула-1» проходил с 13 по 15 августа в Нижнем Новгороде. Турнир стал частью программы празднования 800-летия города. Около двадцати тысяч жителей города собрались на набережной, в районе Чкаловской лестницы рядом с памятником летчику-испытателю Валерию Чкалову, чтобы наблюдать за этими захватывающими соревнованиями.

Национальный аэроклуб России имени В.П. Чкалова разыграл собственные награды в реактивном классе самолетов. В нем приняли участие семеро пилотов, чтобы определить сильнейшего на самолетах L-29 «Дельфин» и L-39 «Альбатрос». 14 августа прошел финал этих соревнований. Трасса протяженностью четыре километра проходила над акваторией реки и островами.

«Русские авиационные гонки» существуют с 2018 года и соревнования по самолетному спорту в дисциплине «Авиагонки – Формула-1» проходят ежегодно, в несколько этапов. На сегодняшний день прошло более двенадцати гонок, но на реактивных самолетах соревнование такого уровня впервые состоялись 19 сентября 2020 года на аэродроме «Орешково» и вот теперь в Нижнем Новгороде на Волге.

Напомню, что гонки проходят по трассе длиной около четырёх километров имеющей форму замкнутой петли с воздушными воротами в зоне пилотирования. Ворота представляют собой парные конусы на основе надувных конструкций в виде двух пилонов, а всего их восемь, высотой по двадцать пять метров. В процессе прохождения трассы участники программы выполняют фигуры сложного и высшего пилотажа.

Наш земляк Владимир Москаленко в 2020 году пролетел эту сложнейшую трассу иной конфигурации за 51,76 секунду, что позволило ему стать серебряным призером на Кубке России по самолетному спорту «Авиагонки-Формула-1» и принесло звание мастера спорта.

И вот он вновь участвует в авиационной гонке «Формула 1» уже на берегах Волги.

Успешно пройдя квалификационный отбор, бывший военный летчик I класса Владимир Николаевич после набора высоты пилотируя самолет L-29 «Дельфин» начал стремительно, с ускорением приближаться к стартовым воротам. Ревя мощным двигателем, самолет управляемый опытным пилотом, как бы на одном дыхании, прошел трое ворот, после чего резко ушел вверх, выполняя вертикальный маневр. Перегрузка в такой момент буквально вдавливает летчика в кресло, при этом его вес увеличивается в несколько раз, а это нагрузка на сосуды и все внутренние органы. (Нужно иметь поистине железное здоровье, чтобы выдерживать их). После этого маневра пилот заставил свою крылатую машину резко перевернуться в верхней точке траектории на три четверти петли. Вновь резкое ускорение со снижением, чтобы пройти воздушные ворота и после пролета между пилонами самолет делает энергичный правый вираж на максимальной перегрузке и максимальных углах с набором высоты. Кажется все просто, но это не так. Вновь третья перекладка и самолет делает уже левый вираж.

При выполнении этих опасных маневров самолет может войти в штопор из-за ошибки пилотирования. Предпосылкой к попаданию самолёта в штопор является выход на закритические углы атаки (аэродинамический подхват) и сваливание. При срыве потока крыло теряет свою несущую способность и мало чем отличается от обычной обрезной доски. Чтобы этого не произошло, пилот должен внимательно следить за скоростью и перегрузкой, а так же другими параметрами полета, а рядом земля... Кажется, что время бежит быстро, но для летчика оно как бы спрессовано, а судьи на земле в это время внимательно оценивают время прохождения и чистоту пилотажной техники претендента на победу.

В классе реактивных самолетов пилот Антон Вареха стал победителем. На реактивном Л-29 он преодолел трассу за 1 мин.15 сек.76. Второе место завоевал в этих авиационных гонках наш земляк Владимир Москаленко показавший результат в 1 мин.18 сек. 61., на четыре сотых опередивший москвича Владимира Роднищева, который прошел дистанцию за 1 мин.18 сек. 65.

В общей сложности в соревнованиях на реактивных самолетах приняли участие семеро пилотов, представляющих Москву, Московскую, Тульскую и Калужскую области.

О. ЦАПЕНКО,

Фото из открытых источников.

Новости ВРФ