12+
28 апреля 2024, воскресенье

Крещение Руси

31.07.2023
Крещение Руси

Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья.

Интересно, что и спустя сто лет дата не осталась незамеченной, несмотря на советский атеизм. Праздника, конечно, не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, например, Оптина пустынь в Калужской области.

Киевский князь Владимир почти до 30 лет был ярым язычником, но при этом дальновидным правителем. Для объединения киевских земель нужна была единая религия, и о том, как Владимир ее выбирал, нам рассказывает «Повесть временных лет». Согласно преданию, в 986 году провел князь «испытание вер» — принял послов от мусульман, католиков и иудеев.

Летописец подробно описывает визит делегаций, а одна княжеская фраза из беседы с проповедниками вообще вошла в историю. «Руси есть веселие пити» – якобы, этот довод послужил против принятия Киевом ислама. Нашлись аргументы и против остальных религий, а заинтересовать Владимира смог византийский священник, прибывший из Царьграда.

Имело ли место «испытание веры» на самом деле, неизвестно. Но укрепление связи с Византией посредством общей религии было неплохо ещё и с политической точки зрения. Кроме того, с православием князь уже был знаком не понаслышке. Его родная бабка, княгиня Ольга, крестилась ещё в 957 году, и, кстати, сделала это первой из русских правителей.

Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян. Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, согласно летописи, «сошлось там людей без числа».

После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, Ростов оставался языческим вплоть до конца XI века, а вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя.

Новости ВРФ