12+
26 апреля 2024, пятница

ГЕРОЙ ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ

19.02.2020
ГЕРОЙ ВОЙНЫ В МОЕЙ СЕМЬЕ

В преддверии юбилея Великой Победы Законодательное Собрание Калужской области инициировало публикацию в СМИ области материалов, посвященных этой дате и затрагивающих тему, остававшуюся, как правило, в тени.
Сейчас почти не осталось участников военных действий; очень мало вдов павших; в преклонном возрасте те, кого мы называем «дети войны». То есть, число живых свидетелей событий 1941-1945 годов катастрофически сокращается. Но!
Во многих семьях бережно хранят память о том страшном времени и семейных трагедиях, связанных с ним. Эта память – в фотографиях, письмах, наградах, устных рассказах, передающихся из поколения в поколение. И это личное, по сути, тоже история страны. Как4 видит ее нынешнее поколение? Знает ли, дорожит ею, задумывается над этой темой? Ответами и станут публикации этого года, посвященные 75 летию Победы и ее героям – воевавшим на фронте и спасавшим страну в тылу.
Автор предлагаемого материала – ученик 9 класса Вязовенской основной школы Егор Пахомов. А помогала ему в написании мама – учитель истории и обществознания этой же школы Евгения Витальевна Пахомова.

Помните! Через века, через года, – помните!

Р. И. Рождественский.

Великая Отечественная война! Сколько горьких воспоминаний, невосполнимых потерь, слез в этих словах. В каждом семейном альбоме есть фотографии фронтовиков – героев каждой семьи. Такая фотография есть и в нашем семейном альбоме, только наш герой не в военной форме, но каждый член нашей семьи знает о нем. Ежегодно в День Победы мы становимся с этим портретов в ряды Бессмертного полка. Участие в этой акции членов моей семьи и других родственников не просто дань уважения погибшим, это целая история, объединяющая всех нас.

Мой прадед Пахомов Иван Филиппович ушел на фронт в 1941 году, а уже летом 1942г. семья получила извещение о его гибели на фронте. Долгие годы это был единственный документ, содержащий информацию о смерти мужа, отца.Долгие годы никто не знал, где находится место его захоронения, не имел возможности принести букет цветов на его могилу. Благодаря неравнодушию, настойчивости членов моей семьи удалось исправить эту досадную несправедливость.
О семье

Иван Филиппович родился в 1904г. Семья, в которой он вырос, была очень большой - 10 детей. Отец его Филипп был кузнецом. Более подробных сведений о семье не сохранилось. На сегодняшний день единственным источником информации о ней является мой дед, Пахомов Петр Иванович.

До войны у моего прадеда была довольно большая семья: жена Варвара Васильевна (1906г.р.) и пятеро детей – Анна (1923г.р.), Нина (1926 г.р.), Григорий (1929 г.р.), Александра (1933 г.р.), мой дед Петр ( 8 июля 1938 г.р.), а в марте 1942 родился младший, шестой ребенок Николай, никогда не видевший своего отца.

После объявления мобилизации в 1941г., мой прадед Иван Филиппович отправился в Москву и был распределен в 1168 стрелковый полк.

Мой дед вспоминает рассказы матери о том дне, когда отец уходил на фронт: «…бежал за отцом так, что никто не мог догнать (трехлетнего мальчишку!) Сестра закричала вслед, что за мной бежит волк, тогда я остановился, чтобы осмотреться, а повозка, увозившая отца была уже далеко…».

Семья, в которой осталась одна женщина с шестью детьми, испытывала все тяготы войны.

Уже 22 июля 1942 года семья получила извещение о том, что: «…красноармеец Пахомов Иван Филиппович, в боях за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был ранен и умер от ран 19.07.1942г. Похоронен в Смоленской области, с. Слогавище, братское кладбище у школы». Это было одновременно и страшный, и спасительный для семьи документ. Жена понимала, что надежда увидеться с мужем погибла вместе с ним в госпитале. С другой стороны это извещение «… является документом для возбуждения ходатайства о пенсии…».

А этот день дедушка тоже помнит: «…все дома почему-то очень сильно плакали…», видимо, не стали рассказывать маленьким членам семьи.

В 1946 году семья переехала в Ташкент ближе к родственникам, которые уже жили здесь после эвакуации. Дед вспоминает, что на новом месте обустроиться тоже было очень сложно. Ташкент – город хлебный, но одной женщине с пятью детьми (старшая дочь к тому времени вышла замуж, и жила в Самарской области) пришлось непросто.

Мой дедушка рассказывает о таком случае: «Младший Николай, будучи совсем маленьким, посещал детский сад. Как и все дети, ходить туда он не хотел, а мама заставляла, потому что там покормят. В один из дней малыш раскапризничался так, что справиться с ним было невозможно. Мама разрешила не идти в детский сад с тем условием, что он не будет сегодня кушать. Коля согласился и остался дома. Трудно представить, что чувствовала мать, когда понимала, что ребенок хочет есть, а дать ему нечего, но все же сдержала свое обещание. После этого случая братик ни разу не пропустил посещения детского сада. Он помнил об этом случае всю свою жизнь».

Постепенно жизнь в Ташкенте наладилась, дети выросли, обзавелись собственными семьями, но память о тяжелых годах войны, о погибшем отце, который похоронен за тысячи километров, всегда жила в памяти каждого ребенка, внука, правнука.

Обстоятельства складывались таким образом, что в 90-е годы семья из Ташкента переехала в Россию. Так мы оказались на Калужской земле. Переселяясь в Калужскую область, никто и не догадывался, что окажемся настолько близко к цели нашего поиска.
История поиска места захоронения

Поиски места захоронения начали еще дети Ивана Филипповича. Из Ташкента был подан запрос в архив военно-медицинских документов, и 16 ноября 1995 г. пришел ответ, в котором содержались сведения о причине и месте гибели. Так мы узнали, что «рядовой 1168 стрелкового полка Пахомов Иван Филиппович… получил множественное осколочное ранение мягких тканей грудной клетки, правой кисти, правой стопы, по поводу чего с 12 июля 1942 года находился на излечении в ППГ86…, в котором умер 19 июля 1942г от полученных ран и осложнений гнойной инфекции, медиастенита, перикардита и левостороннего плеврита…»
В справке отмечено, что «других демографических сведений нет. Место погребения не указано. ППГ 86 в указанное время находился в д. Слаговищи Калужской области», а значит, наши поиски не были закончены.

Как стало ясно, сведения о нашем герое весьма скудные. Даже точная дата рождения утеряна. Но задавшись целью, нашли на карте и отправились в д. Слаговищи, которая расположена недалеко от Козельска. Из Извещения, полученного в 1942г., уже было известно, что братское кладбище находилось у школы.

Отправились в школу, обратились к директору. Он рассказал, что недалеко находится братское кладбище № 2, где захоронены солдаты, проходившие лечение в хирургическом полевом подвижном госпитале 86, который располагался в деревне и сейчас там находится мемориал.

Здесь, на плите, мы увидели списки захороненных солдат, но имени рядового Пахомова Ивана Филипповича вписано не было. Мы продолжали поиски.

Благодаря сети Интернет и размещенным в ней данным нам удалось собрать бесценный для нашей семьи материал. На сайте obd-memorial.ru был найден «…список лиц начальствующего и рядового состава, умерших от ран в период боевых действий в ППГ – 86 с 15.07. по 20.07.1942», где содержится информация о должности рядового Пахомова И.Ф. – связист. Возможно, Иван Филиппович получил тяжелое ранение во время налаживания связи.

Мы продолжили поиски на сайте «Память народа». Здесь нами найдена еще более подробная и ценная информация. В «Алфавитной книге умерших 86-го полевого подвижного госпиталя» на 45 странице подробно описаны ранения и причина смерти.


Убедившись, что цель в поиске места захоронения достигнута, на размещенном мемориале нами была установлена памятная табличка с именем красноармейца Пахомова Ивана Филипповича.

Поиск сведений о моем прадеде долгие годы объединял наших родственников. Теперь, когда поиск завершен, в семье появилась новая традиция: каждый год в День Победы мы посещаем мемориал всей семьей, и с другими родственниками, которых очень много.
Боевой путь солдата

Согласно карте, размещенной на сайте «Память народа», наш герой начал свой боевой путь в подмосковных Химках. Уже в декабре 1941 года 1168 Стрелковый полк участвовал в обороне Москвы, в период контрнаступления Красной армии. Со стороны немецкого командования здесь, под Москвой, была организована операция «Тайфун».

Мой прадед участвовал в боях по освобождению Калужской области. Изучив карту движения полка, в котором он служил, мы выяснили, что его часть проходила примерно в 20 км от населенного пункта, в котором мы сейчас живем.

Наибольшее количество боевых операций, в которых участвовал мой прадед, красноармеец Пахомов Иван Филиппович, проходили в районе Козельска с 12 января по 5 июля 1942 года. Таких боевых операций было 12. В одном из боев, проходившем 5 июля 1942 г. прадед и получил то тяжелое ранение, которое стало роковым не только для него, но и для всей семьи. Из журнала боевых действий нам стало ясно, что в этот период под Козельском шли активные бои, а за 5 июля сделана следующая запись: «Потери дивизии за день: убитых 12, раненых 46…» . В числе раненых находился и мой прадед, защищавший Калужскую землю – мою малую Родину.

Собирая на протяжении нескольких лет по крупицам сведения о том, какой след оставила Великая Отечественная война в истории моей семьи, мы еще раз убедились в том, что тема Великой войны никогда не перестанет быть актуальной. Особенно ценными найденные нами сведения об Иване Филипповиче стали для моего деда. Он, не помнящий с детства отца и ничего о нем не знавший, в свои 80 лет получил возможность посещать место его захоронения

Сегодня нам кажется не случайным тот факт, что Пахомов Иван Филиппович участвовал в обороне Москвы и освобождении Калужской области, которая теперь стала для нас родной. Теперь это моя малая Родина с моей личной страничкой в ее истории.

Новости ВРФ