12+
01 мая 2024, среда

"Летающий танк" ИЛ-2 с аэродрома "Орешково"

20.07.2022

Аэродром «Орешково», находящийся в поселке Воротынск, имеет давнюю историю. В 30-е годы прошлого столетия здесь базировался учебный отряд Осовиахим. В годы Великой Отечественной войны аэродром использовался для решения военных задач. После освобождения Калуги здесь базировался авиаполк под командованием легендарной летчицы Валентины Гризодубовой. Постановлением Совета Министров СССР от 17 ноября 1960 и приказом Председателя ЦК ДОСААФ СССР была организована Калужская учебная авиационная организация им. Дважды Героя Советского Союза В.В. Коккинаки (КУАЦ), где обучались летному мастерству курсанты. В 1965 – 1966 гг. на базе КУАЦ переучиваются на реактивную технику 25 девушек, которые впоследствии стали рекордсменками СССР и мира в высотных полетах, скорости, подъеме грузов и в дальности перелетов. В числе них была и будущая женщина-космонавт №2 Светлана Евгеньевна Савицкая. В 1992 г. КУАЦ ДОСААФ был ликвидирован, и на аэродром «Орешково» из Германии перебазировался 336 отдельный вертолетный полк. Военные занимали аэродром до 2011 года, после чего он был переведен в муниципальную собственность и постепенно приходил в упадок.

В 2015 году правительство Калужской области передало пустующий аэродром энтузиастам клуба «Альбатрос Аэро» под руководством летчика-инструктора В.Н. Лисняк, заключившим договор концессии на реконструкцию объекта.

На сегодняшний день основу его самолетного парка составляют реактивные учебно-тренировочные истребители Aero L-29 Delfin и L-39 Albatros. Но основным отличием этого аэродрома от многих других, расположенных в России, является то, что здесь создается музей авиации, большинство экспонатов которого способны подниматься в небо!

Сегодня я расскажу об уникальнейшем самолете второй мировой войны, созданном легендарным авиаконструктором С.В. Ильюшиным.

В январе 1938 года Сергей Владимирович Ильюшин обратился к И.В. Сталину с предложением о создании двухместного бронированного штурмовика – «летающего танка». Конструктор сумел заставить броню не только защищать штурмовик, но и работать вместо обычного каркаса планера, что позволило значительно снизить вес самолёта. В контуры бронекорпуса, образовывавшие обводы носовой части фюзеляжа, были вписаны двигатель, радиаторы охлаждения, кабина экипажа и бензобаки...

История поиска, подъема и восстановления ИЛ-2 сама по себе уникальна. Однажды к Б.Л. Осятинскому – руководителю проекта «Крылатая память Победы», пришел сын умершего в 1993 году летчика, ветерана Великой Отечественной войны, Валентина Михайловича Скопинцева. Олег Валентинович рассказал, что 23 ноября 1943 года штурмовик ИЛ-2, который пилотировал его отец, получил повреждение в бою и сел на вынужденную посадку на лед озера «Кривое» в Мурманской области, хотя в документах было записано: «Черногубское».

Несколько экспедиций провели поисковики, прежде чем в 2011 году обнаружили самолет, и только на следующий год, в июне 2012 года, подняли его со дна озера.

После того, как самолет перевезли в Новосибирск, специалисты из компании «Авиареставрация» и СиБНИА (Сибирского научного института авиации имени Чаплыгина) выяснили, что 20 миллиметровым снарядом пробило броню и он, угодив в генератор, обесточил самолет, перестали стрелять пушки и пулеметы. Отважный летчик сумел посадить штурмовик на лед озера, на брюхо, т.к. шасси нельзя было выпустить, был поврежден и баллон со сжатым воздухом.

– Сейчас ИЛ-2 находится в летном состоянии, на его восстановление реставраторы потратили 5 лет и 69 миллионов рублей, – рассказал в беседе со мной Б.Л. Осятинский. – К сожалению, все чертежи ИЛ-2 были уничтожены в конце 50 -х годов, поэтому пришлось разрабатывать чертежи по образцам сохранившихся деталей. Нам повезло в том плане, что самолет лежал на приличной глубине в слое ила на дне озера практически без доступа кислорода, и поэтому детали были не сильно корродированы, а изготовленные из алюминия, сохранились просто великолепно. При восстановлении мы использовали технологию и изготавливали недостающие или поломанные детали из материалов тех далеких лет, за исключением клея, да и шпон пришлось заменить на авиационную фанеру, толщиной 0,8 мм – с гордостью сказал мой собеседник. – По статистике мы смогли использовать заново 67-68% родных деталей, и это уникальный случай в мировой реставрационной практике, – подчеркнул руководитель проекта «Крылатая память Победы» Б.Л. Осятинский.

В сопровождении коменданта аэродрома П.В. Васильева я зашел в ангар, где стоял частично укрытый чехлами легендарный самолет. Павел Васильевич показал мне пробоину в броне штурмовика от 20-мм. снаряда, полученную в бою почти семьдесят девять лет назад.

С волнением я дотронулся до штурмовика, самого массового боевого самолета в истории мировой авиации, грозы танков и мотопехоты противника и решил не останавливаться на этой статье, а рассказать читателям и о других экспонатах зарождающегося музея авиационной техники на аэродроме «Орешково».

О. ЦАПЕНКО.

Фото автора и из архива Б.Л. ОСЯТИНСКОГО.

Новости ВРФ