12+
09 мая 2024, четверг

Память,опаленная войной. Три месяца оккупации.

10.05.2023

Вспоминая о событиях 1941-1945 годов, нельзя обойти вниманием, пусть и вкратце, историю района.

Войну район встретил, занимая положение одного из лучших в Тульской области. Планы, идеи, все рухнуло в одночасье. Уже 26 июня в Бабынино был сформирован истребительный батальон в количестве 100 человек. В его задачу входила охрана наиболее важных объектов и борьба с вражескими парашютистами и диверсантами. Возглавил его председатель райисполкома Г.В. Мозгов, комиссаром утвердили 1 секретаря РК ВКП(б) П.Д. Гулина, начальником оружейного склада – Ф.В. Шуркина. Батальон просуществовал до сентября 1941 года, затем был отправлен в эвакуацию, но по пути военнообязанные ушли в действующую армию. Оставшиеся на оккупированной территории Мозгов, Шуркин и боец батальона С.И.Смирнов по доносу были схвачены и расстреляны.

5 июля принято решение о подготовке населения к противовоздушной обороне. При всех школах оборудовались газо- и бомбоубежища. Создавалось народное ополчение. За три дня июля в него вступили 860 человек.

Начиная с конца августа 1941 года идет сбор теплых вещей для Красной Армии и денежных средств в фонд обороны. Рабочие и служащие ежемесячно отчисляли в него двухдневный заработок. 81 колхоз собрал 96 тысяч рублей, в общей сложности было собрано 1214 кг шерсти, 1077 овчин и 175 теплых вещей.

При поликлинике организуются курсы сандружинниц. На улицах – ночное молодежное дежурство.

В первые дни октября 1941 года враг вплотную подошел к нашему району. Начинаются постоянные бомбежки железнодорожных станций Воротынск и Бабынино. Для защиты населения на улице Кооперативная в райцентре было сооружено бомбоубежище. Однако долго прослужить оно не смогло – 3 октября во время очередного налета его разбомбили. В тот момент в нем прятались десятки людей. Все погибли. Очевидцы трагедии рассказывали: «Часов в 11 дня объявили тревогу. Все бросились из здания. Поселок уже бомбили три самолета. Кто-то крикнул : «Ложись!». Все упали, кто где. Я оказалась во рву около дороги. Самолеты несколько раз пролетали над поселком на небольшой высоте, поэтому летчикам хорошо было видно, куда сбрасывать бомбы. Было очень страшно. Поселок весь в дыму. Пыль, земля – все смешалось. Когда самолеты улетели, поднялся крик, ничего понять невозможно. Все куда-то бежали, кричали, что разбомбили бомбоубежище, которое находилось на месте нынешнего здания военкомата».

21 сентября группа из 20 юношей добровольцев ушла на службу в лыжные и парашютно-десантные войска.

8 октября немцы вошли в поселок. Их приход для населения был неожиданным – даже не успели вывезти из заготзерно муку, зерно. И тогда, чтобы не оставлять добро врагу, местные коммунисты подожгли склады. Несколько суток над поселком стояли дым и гарь, запах горелого зерна. Жители поселка и близлежащих деревень растаскивали все, что могли, в первую очередь, госимущество. Грабили магазины, молзавод, даже частные дома.

Оккупация поселка длилась около трех месяцев, но за этот небольшой срок люди смогли в полной мере оценить «прелести» жизни при новой власти. В здании железнодорожной станции немцы разместили комендатуру, а в начале ноября в районе появились части СД и гестапо. В поселке расположился карательный отряд, создана управа во главе со старшиной из бывших уголовников. У него были помощники – сельские старосты. По доносу на базарной площади (где сейчас стадион) были публично расстреляны 6 коммунистов, 24 человека замучены в гестапо.

С.М. Казимова вспоминала: «Населения в поселке было мало. Многие уходили в близлежащие деревни, так как здесь оставаться было опасно. Но моя семья осталась. Жить было трудно: ни хлеба, ни света, ни тепла. Окна забиты железом (от бомбежек стекла вылетели), вещей дома не осталось – все более ценное забрали немцы. Так и жили впотьмах, в холоде, так как боялись даже затопить печь, разжечь огонь, чтобы не привлечь немцев».

Ее рассказ дополняет А.У. Щур: «Немцы чувствовали себя полными хозяевами. Расположились они в здании Дома Советов ( нынешнее головное здание завода «Юность»), во дворе стояла полевая кухня. Здесь же, во дворе, палили свиней, отобранных у населения, щипали кур, гусей. Беспорядок был ужасный. Лошадей немцы разместили в здании Дома культуры, вокруг него постоянно ходили вооруженные часовые, а местному населению запрещалось находиться поблизости. (В летописи поселка, написанной сотрудниками районной библиотеки, приводятся другие сведения: «конюшня размещалась в помещении типографии», и приводится такая подробность: «Когда поселок освободили, и надо было начинать работать, пришлось выбирать шрифт из конского навоза». Л.Е.) Да, по правде сказать, жители и сами боялись выходить лишний раз из домов, поселок, казалось, вымер. Даже не слышно было лая собак – их всех перестреляли. Каждое утро начиналось с того, что подводы с немцами разъезжались по близлежащим деревням в поисках продовольствия. Помню, как зашли они к нам в дом, заглянули в печь, вытащили чугун со щами, сели за стол и все съели, оставив нас голодными. Забрали связки лука, чеснока, все съестное, что мы не успели спрятать, и попробуй, скажи что против. Особенно злыми были финны».

Освобождение района произошло в ходе январского наступления советских войск под Москвой. 217-я стрелковая дивизия генерал-майора К.П. Трубникова и 413-я стрелковая дивизия генерал-майора А.Д. Терешкова 26-27 декабря 1941 года начали наносить удары со стороны Перемышля и Чекалина в направлении Воротынска и Бабынино, стремясь перерезать железную дорогу, ведущую из Калуги в Сухиничи. Не встречая серьезного сопротивления, в течение примерно двух суток части 217-й стрелковой дивизии освободили почти всю территорию района. В ночь 8 декабря в поселке появились советские разведчики, а 29 декабря поселок Бабынино был освобожден.

Но район еще долгое время оставался прифронтовым, т.к. части 43-й, 49-й и 50-й армий продолжали вести бои против кондрово-юхновской группировки противника на расстоянии 15-20 км от границ района. В январе 1942 года поселок и населенные пункты, расположенные по тракту Калуга – Юхнов подвергались частым авианалетам. На Бабынино почти ежедневно сбрасывались от 10 до 30 бомб. Особенно сильные бомбардировки были с 22 по 27 января, в результате которых погибли 62 человека. Бомбежки продолжались вплоть до лета 1942 года.

Из книги А.Д. Демидова, Л.Е. Егоровой «Бабынино: история, люди».

Новости ВРФ