12+
08 мая 2024, среда

Чтобы история стала ближе

02.06.2019
Чтобы история стала ближе

Как вы думаете: какое место в райцентре самое главное? – Железнодорожная станция. Да, именно с нее началась вся наша история.

Строительство железной дороги по территории нашего нынешнего района началось в 1897-1899 годах. А 1 августа 1899 года по ней мимо здания вокзала прошел первый поезд, и именно этот факт взят за начало истории поселка.

Однако, если говорить и считать правильно, то речь в данном случае идет не о рождении поселка, а открытии железнодорожного движения по новому пути и начале работы станции, которая со временем превратилась в крупный и важный железнодорожный узел, пропускавший ежедневно огромное количество составов, грузов, пригородного и дальнего следования поездов.

Строительство вокзала, разгрузочных площадок и прочих сооружений продолжалось много лет. Это требовало рабочих рук. И в январе 1904 года Калужскому губернатору поступает письмо, где говорится о том, что «Губернская Земская Управа имеет честь представить при сем на утверждение Вашего Превосходительства план с двумя копиями на вновь образуемый поселок при станции «Бабынино», Московско-Киевско-Воронежской железной дороги».

А 23 мая 1909 года начальник 2-го управления поставил резолюцию на Приговоре, в котором «крестьяне Перемышльского уезда, Тырновской волости, Бабынинского 2-го сельского общества, села Бабынина на сельском сходе рассмотрев составленный чертежником Константиновым план на постройку на нашей земле поселка при ст. «Бабынино» что по Московско-Киевско-Воронежской железной дороги и что площадь земли, сдаваемая при станции под торговлю, разбитая под кварталы, в которых предположена сдача нашей общественной земли в арендное содержание под застройку на сдачу в аренду этой земли, постановили: утвердить указанные на плане участки земли для отдачи их под постройку, где торговая площадь нанесена на план, согласно нашего желания и одобрить план, в чем и составлен общественный приговор». (Пунктуация сохранена. Копия документа находится в районном музее).

Под документом 21 подпись, и в числе подписантов есть те чьи фамилии и сегодня звучат в поселке: Иван Анохин; Казьма Аксенов; Михаил Чирин; Михаил Копчиков; Иван Хахалин – вот она, история. И вот оно, наверное, официальное сообщение о том, что здесь быть поселку. Мы говорим о том, что знаем место, где живем, но кто из нас может рассказать, как выглядел поселок лет 100 назад? Кто знает, какие заведения и учреждения здесь располагались, в границах каких современных улиц, может, даже домов?

Сегодня много внимания на всех уровнях уделяется развитию сферы малого туризма. Мы воспринимаем эти разговоры как не относящиеся к нам: раскопки у нас не ведут, редкие животные не живут, памятников культуры нет, то есть район наш самый заурядный в плане привлечения туристов.

Может так, а может мы что-то не так понимаем?

Вернемся на железнодорожную станцию. К перрону подходит электричка. В Бабынино приезжают не только те, кто здесь живут, но и люди из других деревень, которые потом садятся на внутрипоселенческие автобусы, и приехавшие в гости к родным и знакомым из городов. И все они входят в здание вокзала, чтобы купить билеты. Сегодня здесь их взгляд наталкивается лишь на расписание поездов и автобусов, схему железнодорожного движения от Москвы до Сухиничей. А если бы первое, что увидел вошедший в зал ожидания вокзала был яркий, крупный, красиво оформленный стенд или что-то другое с датой строительства первого здания станции, именем а, может, и фотографией первого начальника. Информация о том, какие поезда останавливались здесь, что они привозили. Сколько человек работали на станции в первые годы ее существования, сколько семей в это время жило возле станции в новообразованном поселении.

Не прошло и полувека, и станция Бабынино опять притягивает к себе внимание жителей всего района: 1941 год. Отсюда отправляли бабынинцев на фронт. Здесь каждый день стояли люди в 1945 году ожидая составы с возвращающимися домой. И эти события тоже могли бы быть отражены, например, в качестве памятной доски с информацией о том, сколько бабынинцев было мобилизовано на фронт и сколько вернулись.

С этого перрона в 1955 году уезжали в Казахстанские степи первые бабынинцы-целинники. Их было не много, но их имена неразрывно связаны с историей страны, и этот факт тоже мог бы найти отражение в оформлении вокзала или привокзальной площади, перрона.

И уезжать мне не хотелось…

И думать я тогда не мог,

Что станет этот полустанок

Началом всех моих дорог.

Такие слова написал о станции Бабынино наш земляк В.В. Коротков в книге «На тропинках былых свиданий».

Да, специально в п. Бабынино, чтобы увидеть даже такую, наполненную историей станцию, туристы не поедут, но интерес, чувство гордости, приобщения к истории места, где живут, у бабынинцевобязательно будет.

И, конечно, если мы хотим выглядеть прилично, надо искать средства и возможности капитально преобразовать привокзальную площадь. Сегодня это разбитое, неряшливое место, где дважды в неделю раскидывает шатры-палатки рынок. Здесь нет озеленения, нет скамеечек, нет ничего, что говорило бы о том, что вы приехали в райцентр.

P.S. Материал был уже написан, когда узнала, что мысли, высказанные в нем, а они не только мои, но и директора районного музея В.И. Кузнецова, начали преобразовываться в нечто реальное. Хочется надеяться, к юбилейным торжествам что-нибудь интересное в райцентре обязательно появится.

Интересно узнать мнение читателей.

Л. ЕГОРОВА.

Фото автора.

Новости ВРФ