12+
27 апреля 2024, суббота

Сначала была станция

18.07.2019
Сначала была станция

В связи с предстоящим юбилеем Воротынска администрация поселка обратилась в «Государственный архив Калужской области» (ГКУ «ГАКО») с запросом об открытии железнодорожной станции Воротынск Бабынинского района.

Несколько слов об истории железнодорожного строительства в Россиии непосредственно – на территории калужского края.

В 1874 году была введена в действие Ряжско-Вяземская железная дорога (направление Ряжск – Скопин – Павелец – Тула – Алексин – Калуга – Вязьма), которая образовалась путем слияния Ряжско-Скопинской (1870) и Скопино-Вяземской (1872) дорог. 15 декабря 1874 года состоялось торжественное открытие железнодорожного вокзала «Калуга». Ряжско-Вяземская железная дорога путем присоеденения к ней новых железнодорожных ветвей (направление Моршанск – Пенза – Сызрань) позднее переросла в Сызрано-Вяземскую казенную железную дорогу (СВЖД), управление которой находилось в г. Калуге.

Строительство железнодорожной магистрали Москва-Киев происходило следующим образом: поэтапно вводились в действие ветви Киев-Воронеж (1890-1894), Москва-Брянск-Льгов (1899) и многие другие. Одновременно с завершением устройства железнодорожного пути Москва-Брянск, разветвленная сеть новых направлений была объединена в Московско-Киево-Воронежскую железную дорогу (МКВЖД). Дорога была частной, т.к. строилась на средства пайщиков. Правление МКВЖД находилось в Москве, а управление – в Курске.

В газете «Калужские губернские новости» от 15 июня 1899г. в разделе «Местные известия» неофициальной части имеется заметка (без названия) о предполагающемся открытии 29 июня или 1 июля движения на Московско-Брянской линии МКВЖД. При этом сообщается, что уже официально объявлены названия станций открываемой линии. На территории Калужской губернии МКВЖД будет иметь станции «Балабаново» (90 верст от Москвы), «Малоярославец» (114), «Суходров» (138), «Тихонова пустынь» (159), «Разъезд №9» (162) – это современная станция Муратовка; «Воротынск» (180), «Бабынино» (201), «Кудринская» (221), «Сухиничи Узловая» (241), «Сухиничи Пассажирская» (244), «Думиничи» (268), «Зикеево» (293), «Судимир» (307). Такая же заметка в газете от 26 августа подтверждает открытие движения 1 августа 1899 года. О станциях больше ничего не сообщается.

В памятных книжках Калужской губернии в справочном отделе имеются сведения различного характера о существующих на территории губернии станциях. Например, в справке о железнодорожном сообщении Калуги с уездными городами указаны номера поездов, проходящих через ст. «Воротынск», и время их прибытия и отбытия.

Как следует из газетной заметки за декабрь 1898 года, «линию Московско – Брянской железной дороги провели в 3-4 верстах от города Воротынска и в таком же разстоянии от него построили на земле одного частнаго владельца железнодорожную станцию «Воротынск», (…) на которой, само собою разумеется, и может образоваться поселок с более или менее значительным торговым пунктом, что частию уже и началось»

Существование поселка при ст. «Воротынск» уже в июле 1902 года подтверждается документами Калужского губернского правления («Дело об утверждении плана на поселок, возникший близ станции Воротынск Московско-Брянской железной дороги»). Председатель Перемышльской уездной земской управы титулярный советник Федор Александрович Бельченко в сопроводительном письме к плану, направляемому 4 июля 1902 г. Калужскому губернатору, сообщает, что «весь поселок находиться на земле землевладелицы княгини С.В. Урусовой» Из протокола Строительного отделения Калужского губернского правления следует, что планировка поселка составлена по примеру планировок сельского поселения, как«если бы поселок был крестьянский». Предусмотрены размеры усадеб и расстояния между ними, а также подробно оговаривается, из какого материала можно возводить постройки на той или иной улице. Поскольку поселок возник на частной земле, то усадьбы будут сдаваться в аренду желающим здесь поселиться. Сам план, к сожалению, в деле отсутствует.

За 1903-1917 годы по памятным книжкам и адрес-календарям Калужской губернии выявлены фамилии начальников станции «Воротынск»: 1903-1909 годы – А.С. Королько, 1910-1915 годы – П.И. Моисеенко, 1916-1917 годы – П.В.Денисов.

Благодарим директора «ГАКО» А.Ю. Зябкина и главного архивиста Л.А. Бацанову за предоставленные материалы.

О. Литвинова,

глава ГП «Поселок Воротынск».

Новости ВРФ