12+
27 апреля 2024, суббота

Лето. Время учиться отдыхать

28.06.2019
Лето. Время учиться отдыхать

Наступили долгожданные летние дни – каникулы. Кто-то уехал в лагерь, где за его досуг отвечают вожатые, которых специально учат тому, как сделать отдых ребенка нескучным и увлекательным. Кто-то отдыхает с родителями, но при этом многие дети остаются летом предоставленными самим себе. К чему же сводится такой отдых? Времяпрепровождению за компьютером или у телевизора с утра до вечера, зачастую бесцельное и бессмысленное.

Ребенок смотрит различные телепередачи, неважно какие: музыкальные, юмористические, политические и прочие скандальные продукты телевидения. Школьники посещают различные группы в социальных сетях, часто без особой цели, нажимают на случайные ссылки и переписываются с «новыми» знакомыми в сети, сами не зная, зачем и для чего (такое общение в сети называют «флудом»), смотрят «прикольные» ролики или весь день играют в компьютерные игры. Такой отдых, кроме вреда для здоровья, не приносит ничего. Ведь долгое нахождение перед экраном крайне сильно нагружает зрение ребенка. После длительной работы у любого пользователя отмечается покраснение глаз, дискомфорт, головные боли и ощущение усталости. Это состояние определяется сейчас как компьютерный зрительный синдром. После 30 минут работы за компьютером 21-26 % детей предъявляют астенотипические жалобы, а при несоответствии компьютера гигиеническим требованиям число жалоб увеличивается до 40 %. Наиболее неблагоприятно влияют на глаза маленький, яркий и контрастный экран смартфона, чуть менее – экран телевизора, и то только потому, что он существенно больше и располагается обычно дальше. Около экрана ребенок может проводить очень ограниченное количество времени. По мнению специалистов, ребенок в возрасте 4-5 лет не должен находиться перед любым экраном суммарно больше 10 минут в день. По мере взросления это время увеличивается. В 5-7 лет электронные устройства рекомендуется использовать не больше 20 минут в день. В 7-11 лет, то есть в период обучения в начальной школе, работать за компьютером ребенку можно по 20-30 минут. В 12-14 лет время увеличивается еще на 15 минут. Подросток может использовать компьютер до 45 минут в день. В этом возрасте за школьником уследить сложнее всего. Родители должны доступно донести до него информацию об опасности электронных устройств. Примерно с 15 лет подросток может проводить за экраном по 1-2 часа в сутки. При этом каждые 30-40 минут следует прерываться и отходить от монитора, чтобы отдохнуть, сделать гимнастику для глаз и зарядку. Такие перерывы не помешают и взрослым, которым приходится постоянно работать за компьютером.
Но вред для зрения – это не самое опасное. Самое главное, что ребенку во время отдыха скучно, а занять себя чем-то осмысленным и полезным он не может, просто не умеет. Что же произошло с современными детьми, почему они все чаще жалуются на скуку, на то, что им нечем заняться? Ведь еще лет двадцать назад этой проблемы не было, всегда было много различных способов занять себя. Кто из мальчишек или девчонок восьмидесятых не умел играть в дворовые и спортивные игры, такие как футбол, чеканка, волейбол, пионербол, «резиночки», догонялки, прятки, «казаки-разбойники» – список детских игр может занять не одну страницу. Эти игры не только занимали время, учили совместной деятельности, развивали умения действовать по правилам, но и учили ребенка быть субъектом, самому определять, что и зачем он собирается делать, учили планировать свои действия. С развитием новых технологий мы, взрослые, упускаем тот момент, что активное окружение – это очень интересно и увлекательно, но при этом не стоит забывать о том, что источник активности при этом уходит изнутри человека вовне, из его личности в окружение. Человек перестает быть активным деятелем, субъектом и становится пассивным потребителем. Исследования психологов показывают, что современные дети 10-12 лет не умеют самостоятельно придерживаться игровых правил, а мысль о том, что правила могут быть изменены по соглашению играющих, вообще понимается ими с трудом. Поэтому сейчас обучение отдыху, обучение умению занимать себя самому становится очень важной задачей. И родителям надо обращать на это внимание. Взрослым стоит познакомить ребенка с правилами дворовых игр своего детства, но не столь важно, что ребенок будет знать различные игры и способы организации свободного времени, сколько то, чтобы ребенок мог самостоятельно определять формы и способы своих занятий в течение дня. 5-7 минут обсуждения за завтраком можно посвятить тому, чтобы обсудить с ребенком его предстоящие дневные занятия, предложить ему интересные и полезные на Ваш взгляд занятия.
И совершенно не стоит бояться компьютерных игр. Иногда это интересный и, в общем-то, полезный для психического развития ребенка способ проведения досуга. Конечно, если это не происходит круглосуточно и беспрерывно, а игры, в которые играет ребенок, соответствуют его возрасту. При этом покупку игр для ребенка взрослые должны взять в свои руки. Это было важно в эпоху компакт-дисков, но особенно важно сейчас, когда торговля играми перешла в онлайн. Если раньше о содержании игры родитель мог догадаться по обложке, то сейчас о содержании игры можно судить только по возрастной маркировке. Мы понимаем, что просмотр не каждого фильма и чтение не каждой книги может быть полезно для ребенка. Точно также дело обстоит и с компьютерными играми. Многие из них рассчитаны на взрослую аудиторию и могут содержать сцены откровенного насилия, секса, потребления наркотиков, нецензурную брань и т.д. Понятно, что ребенок 6-7 лет, столкнувшись с таким содержанием, просто получит психологическую травму. Но если Вы сами перекладываете за это ответственность на своего ребенка, то понятно, кого следует обвинять в том, что поиграв в них, ребенок стал испытывать панические страхи, научился нецензурной брани и узнал массу столь же ненужных ему вещей.
С 2012 года в нашей стране действует система возрастной маркировки медиа-продукции. 0+, 6+, 12+ – это те игры и развлечения, которые подойдут для ребенка и содержат информацию, которая не причинит вред его психическому здоровью и безопасности.
Но что же делать, если ребенок много времени проводит за компьютером? Ведь не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в Интернете, которые нельзя просматривать несовершеннолетнему. Кроме этого, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно.
Лучшим же средством, позволяющим ограничить время нахождения ребенка за компьютером, является здоровая мотивация. Необходимо приучать детей к правильной эксплуатации электронных устройств. Родители должны объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые есть в каждом доме.
Чаще всего ребенок большую часть времени проводит в компьютерных играх или социальных сетях потому, что не умеет более активно и полезно организовать свой досуг. Но если пристрастие ребенка к проведению досуга около компьютера или других гаджетов является устойчивым, и Вам кажется, что это можно назвать зависимостью, необходимо обратиться к детскому психологу. При этом не следует поддаваться на простые «рецепты» решения проблемы, такие как просто отобрать у него планшет или блокировать его доступ к Интернету, ведь это просто может нанести ему дополнительную психологическую травму.
Обратиться за психологической помощью Вы можете в КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (Центр психологического сопровождения образовательной деятельности, отдел профилактики девиантного поведения детей и подростков и оказания экстренной психологической помощи): 8 (4842) 22-61-52 – бесплатно, с 09.00 до 17.00 по рабочим дням.
Если Вам необходима помощь по проблемам безопасного использования детьми и подростками Интернета и мобильной связи, Вы можете обратиться за консультацией:
ЛИНИЯ ПОМОЩИ «ДЕТИ ОНЛАЙН»
8-800-250-00-15 бесплатно, с 11.00 до 18.00 по рабочим дням

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ:
8-800-200-01-22

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ МВД В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
502-800ъ

Если Вы обладаете информацией о совершенном или готовящемся преступлении против несовершеннолетнего или малолетнего ребенка, Вы можете позвонить по бесплатному, круглосуточному номеру телефона:

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «РЕБЕНОК В ОПАСНОСТИ» СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8-800-200-19-10
Берегите себя и своих детей!

Пресс-служба Министерством образования и науки Калужской области.

Новости ВРФ