12+
01 мая 2024, среда

Вся жизнь под стук колес

25.05.2020
Вся жизнь под стук колес

Подведены итоги III ежегодных районных чтений памяти Николая Павловича Пухова.

В них приняли участие 17 учащихся из 9 школ. Каждый выбрал одну из предложенных 7 тем (секций). Чтения – одно из крупных мероприятий, проходящих в рамках подготовки к празднованию Дня Победы, поэтому темы традиционно связаны с военным периодом 1941-1945 годов. В рамках каждой секции, исходя из количества набранных баллов, были отобраны работы, авторы которых получили звание лауреатов I, II и III степени. Назовем их.

«История одного солдата»

Лауреат I степени – Карина Плясунова, рук. О.Н. Вахтурова, МКОУ «СОШ №1» п. Воротынск; Лауреат II степени – Дмитрий Пахомов, рук. В.Е. Пахомова, МКОУ «ООШ» п. Вязовна; Лауреат III степени – Валерия Киселева, рук. Е.В. Митюшкина, МКОУ «ООШ» с. Куракино.

«История избранных военных песен»

Александр Смагулов, рук. Е.В.Проценко, МКОУ «СОШ им. Н.П. Пухова» с Утешево – победитель в номинации «За новизну и проблемность исследования».

«Дорога к храму»

Лауреат I степени – Ангелина Кочанова, рук. Е.В. Кочанова, МОУ «СОШ №2» п. Бабынино; Кира Завгородняя, рук. И.А.Ушакова, МКОУ «СОШ» п. Газопровод – победитель в номинации «За работу по увековечиванию исторической памяти».

«Из семейного архива – в школьный музей. Долг памяти»

Лауреат I степени – Егор Пахомов, рук. Е.В. Пахомова, МКОУ «ООШ» п. Вязовна; Лауреат II степени – Анастасия Чучина, рук. М.В. Ломакина, МКОУ «СОШ №1» п. Воротынск; Лауреат III степени – Ярослав Печкуров, рук. О.А. Бученкова, МОУ «СОШ №2» п. Бабынино; Анастасия Герасимова, рук. Е.А. Сурнова, МКОУ «СОШ им. Н.П. Пухова» с. Утешево – победитель в номинации «Самый юный участник Чтений». «Замечательные люди» Лауреат I степени – Елизавета Чубова, рук. М.А. Бабич, МКОУ «СОШ №2 им. И.С. Унковского» п. Воротынск; Лауреат II степени – Карина Лазарева, рук. Н.И. Трушина, МКОУ «СОШ №2 им. И.С. Унковского» п. Воротынск; Лауреат III степени – Алена Ковалева, рук. О.Н. Захарова, МКОУ «СОШ» с. Муромцево; Лауреат III степени – Александр Соколов, рук. И.Н. Сащенко, МКОУ «СОШ №2 им. И.С. Унковского» п. Воротынск.

***

Сегодня мы знакомим вас с одной из работ-победительниц.

ВСЯ ЖИЗНЬ - ПОД СТУК КОЛЕС

Сто двадцать лет назад по воротынской земле пролегли рельсы крупной железнодорожной магистрали. Так в конце 19 века появилась станция Воротынск, которая сохранила имя древнего города и стала его будущим.

В первой половине 70-х годов прошлого века, в связи с открытием Сызрано – Вяземской дороги в Министерстве путей сообщения обсуждалась идея соединения Калуги и Брянска. Специальная комиссия Министерства финансов признала выгодным в экономическом отношении направление через Малоярославец, Калугу, Сухиничи, Жиздру. На всю дорогу до Брянска было запланировано 30 станций. Станцию Воротынск поставили на земле княгини С.В. Урусовой, рядом со старым Перемышльским трактом.

Первого августа 1899 года правительственная комиссия приняла дорогу. На станции Воротынск кроме здания вокзала, появились жилые дома для железнодорожников, рядом были поставлены двухэтажные надворные постройки и сооружены глубокие погреба-ледники. Вдоль шоссейной дороги разместились магазин, чайная, пекарня, сыроварня, кузница. Вот как С.Д. Урусов рассказывает в своих записках о строительстве железной дороги: «Вскоре в наших местах появились сотни прибывших с Украины землекопов с конными «грабарками», приспособленными для перевозки и ссыпки земли. Постройка коснулась отчасти нашего хозяйства. Мы сдали несколько сараев под железнодорожные склады, поставляли хворост для укрепления насыпи и ракитовые колья для посадок».

Отпраздновали окончание работ торжественно. С.Д. Урусов вспоминает: «Когда рельсы на дистанции Стольникова были уложены, и станция Воротынск была готова, я сговорился об устройстве большого обеда в новом пассажирском здании станции. После обеда был подан украшенный цветами, и зелеными ветвями паровоз с тремя платформами. На них были поставлены стулья, мы проехали по дистанции, а затем возвратились в Воротынск»…

Анна Петровна Семенова (Корсакова) родилась 28 ноября 1925 года в д. Богородицкое Сухинического района, в семи километрах от железнодорожной станции г. Сухиничи.

Отец Анны Петровны – Петр Алексеевич Корсаков – работал на железнодорожной станции связистом, а мама – Мария Афанасьевна, была разнорабочей на станции. Перед войной семья переселилась в п. Воротынск.

Анне, старшей из четырех детей, больше всех приходилось помогать маме по хозяйству. А закончив 5 классов, она пошла трудиться. Непросто приходилось ей, двенадцатилетней девочке, но она никогда не жаловалась, понимала, что ее поддержка нужна родителям.

Когда Анне исполнилось 18 лет, она устроилась служить на железную дорогу стрелочницей, позже сигналистом, продолжив трудовые традиции своей семьи. Во время Великой Отечественной войны девушку, как военнообязанную, отправили в Сибирь. Несмотря на свою внешнюю хрупкость, она проявила стойкость, ответственность, зная, что ее труд необходим стране. Вместе со своими коллегами она обеспечивала бесперебойную поставку военных грузов, тем самым приближая Великую Победу. После войны, вернувшись в Воротынск, Анна встретила своего будущего мужа – Анатолия Михайловича Семенова, который работал составителем поездов на станции.

И, казалось, жизнь потихоньку стала налаживаться, но в дом Анны постучалась беда. В 1951 году умирает мама. И Анне, как и в ее детстве, вновь легла на плечи забота о младших братьях. А вскоре родились и свои дети: Александр и Сергей.

Александр вспоминает: «Жили в бараке на Привокзальной улице. Все вместе в большой комнате, разделенной перегородками. Места было мало, но никто не жаловался. Мы с братом Сергеем видели, что мама уставала после работы. Еще бы…ведь каждая стрелка весила 20 килограмм, и ее надо было приподнять, и повернуть (автоматические стрелки появились намного позже). Это был тяжелый, физический труд, день за днем под открытым небом и в дождь, и в снег. Работа требовала большой ответственности, внимательности. Мама никогда не говорила, что уставала. Когда мы с Сергеем повзрослели, приходили к ней на работу, помогали чистить снег».

В декабре 1980 года Анна Петровна Семенова вышла на пенсию. Воспитывала внуков: Андрея, Дмитрия Марину и Олю. В мае 2004 года Анна Петровна умерла.

«Мама, – вспоминает ее сын Александр: всю жизнь посвятила детям, внукам и работе на железной дороге. Ее уважали люди и сейчас ее вспоминают добрым словом».

На первый взгляд Анна Петровна прожила такую же жизнь, как и все, но выпала ей другая доля: совершить настоящий подвиг во имя спасения людей.

Пост приняла обстоятельно: дело хотя и привычное, но порядок есть порядок, каждая мелочь, если упустить, большой бедой обернуться может…

До самого рассвета все было спокойно. Через Воротынск только что прошел грузовой поезд. Проводив его, сигналист Семенова передала маршрут для маневровой работы. Действовала уверенно, четко, словно позади не было трудной ночной вахты. Через пять минут по нечетному пути в сторону Брянска пронесется пассажирский поезд № 159 « Москва-Черкассы».

Но что-то подсознательно беспокоило Анну Петровну. Она решила проверить положение стрелок. И если на первой стрелке наметанный взгляд железнодорожницы не заметил ничего подозрительного, то на второй…

Семенова, может быть, поняла первый раз в жизни, что значит выражение «ноги подкосились». Почти метровый кусок остряка отвалился, погнулась тяга. Поезд неминуемо сойдет с рельсов, полетит под откос. А в нем крепко спят сотни ничего не подозревающих людей.

Некогда было предаваться размышлениям, об одном только горячо беспокоилась Анна Петровна: успеть добежать до поста, позвонить дежурному, предупредить.

Она и не помнила потом, как влетела на пост, схватила телефонную трубку и закричала дежурному: «Через второй пост 159-й не пропускай! Перекрой выходной!».

Поезд остановили, и никто в вагонах кроме проводников, так не о чем и не догадался. Остряк путейцы заменили быстро, и покатил себе пассажирский №159 дальше на юг.

А вскоре пришло из Москвы известие: министр путей сообщения присвоил Анне Петровне Семеновой звание Почетный железнодорожник. Не забылась еще эта история, как пожаловала на станцию Воротынск другая. И опять выпала на дежурство А.П. Семеновой.

Около полуночи 22 июня 1975 года через станцию следовал грузовой поезд. И на этот раз опытная железнодорожница заметила, что в последнем вагоне горит букса. Поезд немедленно остановили. А когда вагон с горящей буксой отцепили и переставили на другой путь, произошел излом шейки оси. А если бы это случилось на перегоне? Анна Петровна проявила находчивость и решительность и снова спасла чьи-то жизни.

Ветер истории перелистывает страницу за страницей. Из глубины прошедших времен мы слышим голоса тружеников воротынской земли. Многие воротынцы всю свою трудовую жизнь отдали родной станции, обеспечивая ее бесперебойную, безаварийную работу. Среди них и наша героиня – Почетный железнодорожник Анна Петровна Семенова.

На таких людях держится земля. А мы, молодое поколение, должны знать свою историю и хранить память о своих земляках, учиться у них трудолюбию, ответственности.

Е. ЧУБОВА, МКОУ «СОШ № 2 им. И.С. Унковского» п. Воротынск, руководитель М.А. БАБИЧ.

Новости ВРФ