12+
26 апреля 2024, пятница

Чтобы успевать за временем

16.03.2020
Чтобы успевать за временем

С какого возраста надо начинать целенаправленно развивать ребенка?

С одной стороны часть родителей и педагогов считают, что ранние этапы жизни ребенка – это период преимущественно физического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом.

С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление взрослых как можно раньше подготовить его к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам – чтению, счету, письму и др.

Но оба мнения имеют обратную сторону. В первом случае не развиваются потенциальные способности малыша, а во втором развитие ребенка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Приобретенные в раннем возрасте умения читать и считать не являются залогом успешного освоения ребенком школьной программы и его умственного развития. Кроме того, опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникновение у него каких-либо невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).

Современные научные данные говорят о том, что для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному развитию.

Эти изыскания не остались без внимания. В рамках госпрограммы «Развитие образования» (2017 г.) и внесенных в нее в 2018 году изменений, в ряде дошкольных образовательных организаций области начата апробация комплексной образовательной программы «Первые шаги». В их числе оказался и детский сад «Улыбка» п. Бабынино.

С сентября прошлого года он является пилотной площадкой, апробирующей программу дошкольного образования для раннего и младенческого возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

Цель программы «Первые шаги» – развитие целостной личности ребенка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала. Она является комплексной, так как охватывает все образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие.

В «Улыбке» организована группа «Лапушка», где по названной программе занимаются дети от 2 до 3 лет. С ними работают ст. воспитатель С.И. Ветлякова, воспитатель Н.А. Платошина и помощник воспитателя Ю.Н. Крючкова. В группе 23 ребенка. Занятия ведутся по возрастным подгруппам и все основаны на играх. Для этого закуплено огромное количество игр и игрушек.

Следует особо отметить, что опора на игровые методы – один из важных принципов программы «Первые шаги». Игра в широком смысле этого термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием и приносит эмоциональное удовлетворение ребенку. А основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

Сегодня говорить о том, удается эксперимент или нет, рано. Но родители активно и с интересом участвуют в жизни группы, довольны эмоциональным настроем детей.

Вторым важным моментом в деятельности детского сада «Улыбка» стало открытие на его базе Консультативного совета.

Что это и для чего он нужен?

Цель совета – выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих дошкольное учреждение, при поступлении в школу и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей на дому. В том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организация консультативной и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе их взаимодействия с воспитателем, педагогом-психологом, учителем-логопедом, медицинской сестрой и другими специалистами.

В случае, если родитель (законный представитель) не имеет возможности посетить консультативный пункт, ему может оказываться помощь в дистанционной форме (официальный сайт ДОУ, электронная почта, телефон).

Но КС – это не только работа с родителями. Специалисты «Улыбки» проводят коррекционно-развивающие занятия с ребенком в присутствии родителей (законных представителей), совместные занятия с детьми и родителями с целью обучения способам взаимодействия с ребенком, мастер-классы, тренинги, практические семинары для родителей (законных представителей).

На сегодня в детском саду собрана группа из 10 детей в возрасте от 1,2 до 1,5 лет.

С ними работают: руководитель группы В.А. Суматохина, учитель-логопед Т.И. Бирюкова, ст. воспитатель С.И. Землякова и помогает им, используя большой опыт работы воспитателя логопедической группы, Е.Ю. Суровцова.

Консультативный совет начал действовать с сентября прошлого года. За это время проводились встречи, в которых участвовали по 7-8 детей с родителями. Встречи длились около часа: сначала проходило комплексное занятие для детей в игровой форме, затем индивидуальные беседы-консультации с родителями (законными представителями).

Для реализации задач, стоящих перед Консультативным советом, закуплены интерактивная доска, сухой бассейн, игрушки, методическая литература.

Следует уточнить, что задать вопросы специалистам детского сада «Улыбка» можно и дистанционно.

Жизнь стремительно меняется, что накладывает отпечаток абсолютно на все. И то, насколько будут готовы наши дети к встрече с ней, способны влиться в нее с меньшими потерями, сегодня во многом зависит, прежде всего, от родителей, их заинтересованности. А специалисты детского сада «Улыбка» готовы поделиться знаниями и возможностями.

Л. ЕГОРОВА.

На снимках:

1. Занятия по программе «Первые шаги»;

2. Занятия в рамках Консультативного совета.

Фото из архива МК ДОУ «Детский сад «Улыбка».

Новости ВРФ