12+
09 мая 2024, четверг

Пуховские чтения

10.04.2024

Продолжаем публикацию конкурсных работ участников VII ежегодных районных историко-краеведческих чтений памяти Н.П. Пухова. Доклад Тимура Терехова, ученика 6 класса Газопроводской средней школы (руководитель Е.С. Саунина, руководитель школьного историко-краеведческого музея) был встречен с особым с интересом: его героиню в районе знают, если не в лицо, то понаслышке, практически все. Печатается в сокращении.


Педагог и Наставник

2023 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина был объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Именно такому человеку, Прасковье Николаевне Амелиной, Педагогу и Наставнику с большой буквы, посвящена данная исследовательская работа. Трудовой педагогический стаж П.Н. Амелиной перешагнул порог в 60 лет, и более 40 из них она являлась директором средней общеобразовательной школы п. Газопровод. В 2022 году Прасковья Николаевна отметила 80-летний юбилей и сейчас находится на заслуженном отдыхе.

* * *

Учитель в селе всегда на виду. С ним советуются, берут с него пример, на него равняются. Таким образцом для подражания и является Амелина Прасковья Николаевна, человек, который всегда в центре событий. Она многие годы участвовала в художественной самодеятельности сельского Дома культуры, активно принимала участие в спортивных соревнованиях, долгое время избиралась депутатом сельского совета и членом исполкома района. И по сей день Прасковья Николаевна занимает активную жизненную позицию и своим оптимизмом заряжает всех окружающих, примером доказывает, что какие бы тяготы не выпали в жизни, не стоит опускать руки.

«…1942 год. Война. Деревня, где жили родители, была оккупирована фашистами, и семья была вынуждена искать приют в соседней деревне, где их и приютили. Две семьи взяла на постой к себе одна старушка по имени Донечка. В семье было четверо детей, и мама носила под сердцем ещё одно дитя. Весной, в апреле, пошла мама и ещё одна женщина в поле собирать мёрзлую картошку. В это время налетели немецкие самолёты, бомба упала совсем недалеко. Женщину убило. У мамы открылись преждевременные роды. Так на свет появилась я…».

Из воспоминаний сестры, Надежды Николаевны:

«…Детство было холодным и голодным. Отец воевал, детей пришлось поднимать бабушке и дедушке, которые жили с нами всю жизнь. Лет с четырёх маленькая Паша стала играть в свою любимую игру – школу. Учила всех, кто был рядом: бабушку, братьев, сестёр и даже кошек, а также тряпичных кукол. Позднее, когда она подросла, вечерами мы просили Пашу почитать нам вслух, и она с великим удовольствием нам читала стихи и прозу. Помню такой случай. Однажды, наслушавшись Пашу, а она читала нам «Вий» Гоголя, мы боялись выйти на улицу…».

«…В семье было десять детей. Работать пришлось очень рано. Пришлось научиться выполнять и мужскую работу: косить, копать, убирать урожай, да и маме помогать на ферме… Детство было трудным, но интересным, и насколько себя помню, всегда грезила школой и свою будущую профессию видела только в том, чтобы быть учительницей начальных классов, но случай определил дальнейший выбор. Школу я окончила с хорошими оценками. К нам приехали из института преподаватели на встречу и рассказали, что на химический факультет поступить легче, и Продолжаем публикацию конкурсных работ участников VII ежегодных районных историко-краеведческих чтений памяти Н.П. Пухова. Доклад Тимура Терехова, ученика 6 класса Газопроводской средней школы (руководитель Е.С. Саунина, руководитель школьного историко-краеведческого музея) был встречен с особым с интересом: его героиню в районе знают, если не в лицо, то понаслышке, практически все. Печатается в сокращении. чтобы подстраховаться, пошла поступать на химический факультет и поступила, оказалось, что боялась зря…».

Быть учителем Прасковья Николаевна мечтала с детства. Большую роль в этом сыграли оказавшиеся в нужное время рядом люди, и прежде всего первая учительница Екатерина Ефимовна Лемешева, любовь и уважение к которой она пронесла через всю жизнь. Позднее, уже в посёлке Газопровод, уверенности в себе ей придал директор школы, принявший девушку на работу и ободривший словами, что она будет хорошим учителем, Николай Кузьмич Силаев.

«…Первое знакомство с Газопроводом произошло в 1959 году, когда я приехала в гости к жениху, работавшему на тот момент электриком на строительстве газокомпрессорной станции, Виктору Тимофеевичу Амелину. Дорог никаких, транспорта тоже. Зима, мороз и глубокий снег, а я в ботиночках (сапоги тогда еще не носили) и капроновых чулках. Жених оценил наряд: вынул из кирзовых сапог портянки, обмотал ими мои ледяные ноги, и так мы шли 13 км от п. Бабынино до Газопровода…», – с улыбкой вспоминает Прасковья Николаевна.

А через несколько месяцев она вернулась сюда уже насовсем в качестве законной жены. И на этот раз не шла пешком, её довезли на лошади, но замерзла она так, что извозчик остановился у первого деревенского дома, где пришлось отогревать молоденькую девушку, и только потом она смогла дойти до дома, где жил муж. Сколько лет прошло, а вспоминается, будто вчера было. За плечами будущего педагога на тот момент были 18 лет, один курс Калужского пединститута и огромное желание работать в школе.

«…Пришлось перевестись на заочное, но так как в Калуге биолого-химического заочного отделения не было, поступила в Московский заочный пединститут, который окончила в 1965 году. А вот на работу в школу пришла почти сразу, как приехала в Газопровод. Правда, тогда еще не было нынешней школы, а работала Коробкинская средняя. Семь лет работала пионервожатой на общественных началах. Потом организатором. Работа была очень интересная, многосторонняя, ответственная и трудная. Тогда работа со школьниками строилась именно через их участие в пионерской деятельности и была важнейшим фактором трудового и патриотического воспитания. А трудность была в отсутствии каких-либо рекомендаций по ней, все мероприятия надо было придумывать самой… Работала с огромной любовью! Нравилось все, и все получалось. Организовывали походы, вечера, концерты для работников совхоза, учителя вместе с детьми участвовали в художественной самодеятельности. А какие новогодние балы устраивали, обязательно костюмированные!».

В 1963 году в семье Амелиных появился первый ребенок. Однако в декрете Прасковья Николаевна пробыла лишь неделю. Пришел директор школы: «Выручай, некому вести уроки химии». Нашли для сынишки няню, и Прасковья Николаевна вышла на работу. Но это было еще не самое сложное. В то время в школе размещалась еще и вечерняя школа, её посещали рабочие, строившие поселок, и солдаты из воинской части, располагавшейся поблизости. А уроки для взрослых начинались в 18:00 и заканчивались в 00:00. Так что работать приходилось в две смены. «И все равно казалось, что все нормально», – говорит Прасковья Николаевна.

В 1968 году П.Н. Амелину назначили на должность заместителя директора по внеклассной и внешкольной работе.

Из воспоминаний Галины Ильиничны Чекарёвой, которая в то время работала пионервожатой:

«…Горел в Прасковье Николаевне «загадочный огонёк», которым она зажигала и учеников, и учителей, умела она своей энергией, своими идеями увлечь каждого. Сумела она убедить и меня в целесообразности поступления в институт, моя дочь выбрала профессию учителя благодаря Прасковье Николаевне…».

Через десять лет, в 1978 году, П.Н. Амелину назначили на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

А в 1971 году открылись двери новой школы. Просторная, современная, на 350 мест. В 1980 году П.Н. Амелина была назначена её директором. К тому времени она 10 лет проработала организатором, 2 года завучем и, конечно, вела уроки.

«…Я всё же в первую очередь учитель. Бесконечно люблю детей, атмосферу урока. Мне никогда не бывает с ними трудно. Для меня каждый ребенок хороший. Это наше плохое отношение делает их плохими. Говорят, учитель «выгорает». Не согласна! Отчего? С годами накапливается опыт, знания, умения, понимание детей. Выгорать можно только от нелюбви, когда учитель – не потребность души, а просто работа. Для меня это счастье, вся жизнь в этой работе…».

Из воспоминаний Розы Юнусовны Шкинёвой, руководителя местной общественной организации «Совет женщин Бабынинского района»:

«…С Прасковьей Николаевной я познакомилась более тридцати лет назад, когда пришла в школу с сыном. Школа поразила нас чистотой, красотой и уютом, а сама Прасковья Николаевна встретила нас доброжелательной улыбкой. Так я отдала сына в надёжные руки. Прасковья Николаевна удивительный человек. Весёлый и покладистый характер всегда помогает ей. Вместе мы несколько лет пели в народном ансамбле «Русские узоры», ездили с выступлениями по многим городам области. Скучать в дороге она нам не давала: неутомимо рассказывала весёлые истории из своей жизни и жизни школы, читала стихи. Когда у неё родилась внучка, она помолодела на глазах, и, конечно же, как любящая бабушка, она взяла на себя её воспитание. Такие люди, как Прасковья Николаевна, излучают тепло и заряжают своей энергией…».

Многие из выпускников Прасковьи Николаевны выбрали химию как ориентир для своей дальнейшей работы. Они с благодарностью и любовью относятся к ней, приезжают на встречи, даже пишут ей стихи.

За добросовестный труд, высокое педагогическое мастерство, успехи в профессиональной деятельности, активное внедрение идей развивающего обучения и воспитательную работу с детьми П.Н. Амелина в разное время награждалась грамотами: райкома ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, Бабынинского ОНО, главы администрации МР «Бабынинский район», Калужского ОблОНО, Калужского ОблСовПрофа, Грамотой института повышения квалификации учителей, Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», Дипломом областного конкурса «Женщина-директор года – 2004». В 1984 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Новости ВРФ