12+
28 апреля 2024, воскресенье

Это бывает больно

12.09.2021
Это бывает больно

Мы часто используем те СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЕБЕНКА (в той или иной форме), которыми воспитывали нас. Но осознавая, ЧТО это по сути, мы можем многое изменить и сделать отношения с ребенком более теплыми и гармоничными, а воспитание результативным. Ведь в случае понимания, что есть сказанное нами, мы понимаем, почему ребенок так реагирует.

«Я хочу, чтобы ты убрал игрушки прямо сейчас» – это по сути ПРИКАЗ.

«Я поставлю тебя в угол!» «Смотри у меня!» – это УГРОЗА.

«Почему ты постоянно так делаешь?»

«До чего ты меня довел!» – это ОБВИНЕНИЕ.

«Каким надо быть бестолковым, чтобы…» – это УНИЖЕНИЕ (ругань).

«Почему ты не можешь быть таким…?» – это КРИТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ.

«Да, лучше нельзя было придумать!» – это САРКАЗМ.

«А знаешь, что будет с тобой, когда вырастешь?» – это НЕГАТИВНОЕ ПРОРОЧЕСТВО (почти ярлык).

Конечно, здесь надо сделать ссылку на возраст, правила семьи, состояние ребенка. Приведенные выше фразы – лишь повод задуматься. Мы – ВЗРОСЛЫЕ и каждый раз должны осознавать: что я хочу получить в результате моих слов или действий и какие могут быть последствия. Детская психика невероятно хрупкая, а душа – восприимчива и уязвима.

Должен ли ребенок нести на себе издержки нашего детского опыта? Нет, это наша взрослая ответственность – разобраться с нашим прошлым.

ТЕСТ ДЛЯ МАМЫ

Почему он так себя ведет: злится, кусается, кричит, дерется, делает всё наперекор, тихо вредит?(Попробуйте понять мотивы агрессивности своего ребенка через анализ своих чувств: если вы ЗЛИТЕСЬ, когда ребенок агрессивен, значит он борется против родительской ОПЕКИ, стремится самоутвердиться; если вы ОБИЖАЕТЕСЬ, вероятно ребенок неосознанно МСТИТ вам и надо разбираться за что; если вы РАЗДРАЖАЕТЕСЬ, то ребенок ищет ВНИМАНИЯ;

МОЖНО НЕ ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА?

Приходилось ли вам слышать, как напуганные своим признанием мамы говорят о сложных отношениях с малышом или подростком : «МНЕ КАЖЕТСЯ Я ЕГО НЕ ЛЮБЛЮ». А потом звучит тирада самообвинений и самооправданий: «У меня нет сил…, он меня раздражает…, я плохая мать…, я не умею любить…» и «моя мать была со мной холодна…, меня все время воспитывали и ругали…, надо мной все время тряслись и я чувствовала себя никчемной…»?

Часто любовь к ребенку воспринимается как данность или естественное свойство родителя, а ее отсутствие как некая моральная и эмоциональная патология. Иногда взрослые, вспоминая взаимоотношения с родителями в своем детстве, по сути, описывают свое понимание РОДИТЕЛЬСКОЙ НЕЛЮБВИ: «за меня все решали», «мама «душила» своей любовью и тревогой», «любое мое желание бежали исполнять», «мне все позволяли, чтобы не видеть моих капризов», «я был их смыслом», «родители делали все возможное, чтобы я не расстроился или не попал в трудную ситуацию» и т.д. Похоже на любовь? Но это не любовь.

Как же проявляется любовь к ребенку? Когда он ее чувствует? Когда родители понимают его ПОТРЕБНОСТИ и удовлетворяют их; понимают его ЧУВСТВА и принимают их проявления; проявляют неподдельный ИНТЕРЕС к ребенку; дают ВНИМАНИЕ, ЗАБОТУ, ТЕРПЕНИЕ, уважают МНЕНИЕ РЕБЕНКА; испытывают ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ; получают УДОВОЛЬСТВИЕ от совместных игр и времяпрепровождения.

Любовь – это когда поддерживают реалистичные АМБИЦИИ и САМООЦЕНКУ ребенка, доверяют ему; дают ОПОРУ в трудные периоды; поддержку, когда возникают непреодолимые трудности; признают УНИКАЛЬНОСТЬ личности ребенка и его ОТДЕЛЬНОСТЬ от жизни родителей; помогают ребенку в ПОНИМАНИИ СЕБЯ И МИРА; помогают в РАЗВИТИИ его задатков, способностей, поддерживают инициативу; обучают ПРАВИЛАМ и нормам.

Вот так я попыталась «поверить алгеброй гармонию» – разложить на составные части любовь к ребенку, но не так как ее чувствуют родители, а как это воспринимает ребенок.

А ваш ребенок получает такую любовь от вас?

ПОХОЖАЯ НА ЛЮБОВЬ ИЛИ 5 ПРИЧИН ГИПЕРОПЕКИ с последствиями.

Часто во время консультаций у родителей возникает вопрос, где граница заботы и избыточного контроля? Конечно, это зависит от возраста и особенностей ребенка, но наиболее важным для меня в этой теме являются мотивы родителя избыточно опекать ребенка. С этим мы и пытаемся разобраться на сессиях.

Самой, наверное, распространенной причиной чрезмерного ограничения ребенка в его действиях является подспудное желание родителя сделать ребенка УДОБНЫМ и свою жизнь легче.

Еще одна причина – СТРАХ за ребенка, за которым может скрываться травмирующая история семьи или повторение тревожного воспитания матери.

Следующая причина – неосознанное желание сделать детей зависимыми, НУЖДАЮЩИМИСЯ в родительской заботе.

Часто причиной избыточной опеки является ЧУВСТВО ВИНЫ матери перед ребенком за то, что она не додала в раннем детстве, переживание, что она плохая мать.

А еще – страх родителя перед собственной жизнью, НЕЖЕЛАНИЕ ЗАНИМАТЬСЯ РЕШЕНИЕМ СВОИХ ПРОБЛЕМ, задач, затруднений. Это когда «дети – смысл жизни».

Практически все эти причины гиперопеки неосознаваемые. И когда психолог вместе с родителем делает «невидимое видимым», становится легче идти по пути изменений.

Родители хотят, чтобы дети были здоровыми, успешными, счастливыми, умели преодолевать жизненные трудности, нашли свое место в жизни. Соотнеся свой стиль воспитания (гиперопеки) и желаемые результаты, родитель видит противоречия. Иногда эти осознания бывают запоздалыми, и тогда клиентом психолога становится не родитель, а выросший ребенок, для которого любая жизненная трудность кажется непреодолимой, принятие решения – стресс. Ему не удается достичь профессионального успеха и построить долгосрочные отношения. Высокая тревожность ведет к проблемам со здоровьем. А ведь не этого хотели родители для своего ребенка, заботясь о нем, оберегая и безмерно любя.

Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МР «Бабынинский район»,

психолог СРЦН «Муромцево»

Е. ШКУРИНА.

Новости ВРФ