12+
26 апреля 2024, пятница

Об исполнении консолидированного бюджета за 2022 год

04.02.2023
Об исполнении консолидированного бюджета за 2022 год

Финансовый отдел, являясь отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального района, выполняет основные функции и задачи, закрепленные действующим законодательством.

Начнем с доходной части. Консолидированный бюджет нашего района включает в себя бюджет муниципального района и бюджеты всех 6-ти поселений.

За 2022 год в него поступили доходы в сумме 1 млрд. 135млн.руб. Из них 32% приходится на собственные доходы и 68% на безвозмездные поступления (или 364 и 771 млн. руб. соответственно). По сравнению с предшествующим 2021 годом наблюдается рост как собственных доходов,так и безвозмездных поступлений. Собственные доходы выросли на18%, а безвозмездные поступления выросли на 24%.

Плановые показатели по доходам консолидированного бюджета выполнены на 100% . При этом собственные доходы – почти на 103%, а план по безвозмездным поступлениям на 98%.

В структуре собственных доходов наибольший удельный вес (86%) занимают налоговые доходы, которые зачисляются в наш бюджет по нормативам, и закреплены бюджетным законодательством. На долю же неналоговых доходов (аренда, продажа имущества, платные услуги и т.д.) приходится 14% собственных доходов.

В структуре же налоговых доходов основная доля приходится на НДФЛ, вот почему нам так важно сохранить на территории района имеющиеся предприятия и, по возможности, привлечь или открыть новые. От этого зависит наполняемость нашей казны.

НДФЛ вырос к аналогичному уровню прошлого года на 13%. Здесь есть разовый платеж – НДФЛ от выплаты дивидендов (около 7 млн.руб.). Без учета этого разового поступления в сопоставимых условиях рост составляет 9%.

На 2 месте идут налоги на совокупный доход (от предпринимателей). Чистый прирост в таком случае будет составлять 16%.

На третьем месте имущественные налоги. Они также выросли на 12% или на 4 млн.руб. – в основном за счет работы с неплательщиками.

Прибыль по сравнению с прошлым годом снизилась на 17% (сказались события в нашей экономике, связанные с началом СВО).

В выполнении плановых показателей по доходам огромную роль играет комиссия по бюджетной и налоговой дисциплине. В прошлом году было проведено 44 заседаний этой комиссии. Круг вопросов этой комиссии широк. В результате снижена задолженность по уплате налогов во все уровни бюджетов почти на 73 млн. руб., выявлено 93 объекта недвижимости и поставлено на налоговый учет 82 объекта, выявленных в предшествующем периоде. Также 12 работодателей повысили заработную плату работникам выше прожиточного минимума. А это все дополнительные налоги.

Безвозмездные поступления (доходы, имеющие строго целевое назначение и поступающие к нам из других уровней бюджета – федерального или областного). Основная их доля приходится на субвенции – 504 млн. руб. и субсидии – 184 млн. руб. Дотации поступили в сумме 10 млн. руб., иные межбюджетные трансферты составили 73 млн. руб.

Переходим к расходной части бюджета. За 2022 год расходы бюджета муниципального района составили 1 млрд. 133 млн. руб. при плане 1 млрд. 162 млн. руб.

Расходы консолидированного бюджета района увеличились на 194 млн.руб.

Самым большим ростом (более чем в 2 раза) к прошлому году отмечен раздел национальной экономики, в частности подраздел «дорожная деятельность». Это связано, прежде всего, с реализацией нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

Существенно выросли расходы в сфере образования – на 35%. Это и привлеченные кредитные средства на ремонты в образовательных учреждениях, и увеличение стоимости питания в образовательных организациях и, конечно, выполнение дорожной карты по заработной плате.

По культуре рост расходов к предыдущему году около 11% за счет реализации нацпроекта «Культура». По остальным разделам рост незначителен – от 5 до 7% и соответствует росту доходов.

Бюджет муниципального района является социальным бюджетом, поскольку расходы на образование, культуру и социальную политику составляют 70% или 791 млн. рублей. В структуре расходов самый большой удельный вес у образования – 498 млн. руб. или 44% от общей суммы расходов, социальной политики – 230млн.руб. или 20%, на 3 месте по удельному весу в структуре расходов раздел ЖКХ – 111 млн. руб. или 10%.

Основным показателем развития является уровень расходов консолидированного бюджета в расчете на душу населения – в 2022 году он составил 62 912 руб. Причем, за год вырос на 20%.

Мы, конечно, хотели бы видеть бюджет развития, где основная доля расходов приходится на экономику, благоустройство, ремонты и приобретения, но... Бюджет, в соответствии с Бюджетным кодексом, направлен на получение гражданами социальных благ за счет государства (в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.). Также не будем забывать, что мы обязаны соблюсти 100% исполнение всех защищенных статей бюджета. В 2022 году такие статьи были исполнены в полном объеме.

Консолидированный бюджет района – это программный бюджет, который в 2022 году на 99,5% исполнен программно-целевым методом. Бюджет муниципального района, как и бюджеты поселений, закладываются и исполняются в соответствии с муниципальными программами. Для примера: в муниципальном районе в прошлом году реализовывались 25 муниципальные программы. Все это позволяет увязать цели с ожидаемыми результатами и финансовыми ресурсами и делает наш бюджет более прозрачным. Бюджет 2023 года также заложен программно-целевым методом.

В течение прошлого года через консолидированный бюджет района реализовывалось 5 национальных проектов на общую сумму почти в 158 млн. руб. Это огромные средства, которые государство вкладывает в развитие инфраструктуры муниципалитетов.

Особой популярностью у населения района пользуется программа поддержки местных инициатив. В прошлом году все 6 поселений со своими инициативными группами граждан участвовали в конкурсе и реализовали свои проекты. На их реализацию использовано 7,3 млн. руб.

Большая часть средств на реализацию гражданских инициатив – это средства областного бюджета – 74%. Средства бюджета из муниципального района, как и средства самих поселений, по 0,8 млн. руб. или по 11% от общей стоимости. И только 0,3 млн. руб. – это средства самих граждан, что составило только 4%. Сейчас очень много способов осуществить задуманное на своей территории проживания. Главное – быть не «диванным критиком», а инициатором перемен и непосредственным участником этих перемен. Ведь зачастую очень многое здесь зависит от самих жителей – это и сбор подписей, и где-то трудовое участие, не говоря уже об обязательном сборе средств граждан (повторюсь, не менее 4% стоимости).

Переходим к финансовому результату. При доходах в 1 млрд. 135 млн. руб. и расходах 1 млрд. 133 млн. руб. за прошлый год сложился профицит 2 млн. руб.

В соответствии с Бюджетным Кодексом ведение долговой книги района, как и работа с обслуживанием муниципального долга, возложена на финансовый орган. Во всех 6 поселениях отсутствует муниципальный долг. А вот муниципальный район в начале прошлого года был вынужден взять бюджетный кредит на выполнение неотложных ремонтных работ в муниципальных учреждениях и организациях в сумме 14,2 млн. руб. В связи с этим мы должны соблюсти все ограничения Бюджетного Кодекса по дефициту бюджета, долговой нагрузке, что нами и сделано.

2022 год был довольно сложным. Это связано с началом СВО, когда примененные санкции нарушили логистические связи и были несколько месяцев простоя у крупных промышленных предприятий. Опять же инфляция, которая заставила решать много задач «на ходу», в экстренном порядке. Это и увеличение средств на питание в образовательных организациях, как на областном, так и на муниципальном уровне, и неожиданности, которые возникали в ходе ремонтов, это и расходы, косвенно связанные с отправкой на ремонтные работы в зону СВО наших сотрудников, и многое другое. Но, несмотря на все год закончен неплохо, и надеемся, что 2023 год будет не хуже.

Есть много планов на перспективу. Поэтому будем и дальше выстраивать вектор развития района и воплощать в жизнь задуманное.

Е. ВОРОБЬЕВА,

заведующая отделом финансов администрации МР «Бабынинский район».

Новости ВРФ