Одноглазые караси
Эта история случилась ещё в ту пору, когда я, начинающий автор, послал свои опусы из жизни братьев наших меньших на суд ведущего любимой телепередачи “В мире животных”, старейшего спецкора “Комсомолки” (рубрика “Окно в природу”) Василия Михайловича Пескова. Ответное письмо мэтра, прилетевшее вскоре с улицы Большая Масловка, храню до сих пор.
“Природу Вы любите, несомненно, – писал Василий Михайлович. – Вот только рассказы, где животные разговаривают – это всё в прошлом. Киплинг, Бианки, Соколов-Микитов и другие авторы-естествоиспытатели так уже писали. Не надо повторяться. Я думаю, что Вам лучше записывать всё, что сами заметили интересного, необычного в мире природы, которая хранит ещё много загадочного и даже необъяснимого...”.
Хорошо, – подумал я, несколько разочарованный в оценке, как мне казалось тогда, гениальных своих рассказов “Рыжий Попрыгунчик” (о подвигах боевой ласки) и “Фуник и Оська” (о дружбе котёнка и паучка). – Всё равно буду писать так, как Бог на Душу положит. Но на ус совет намотал.
Действительно, вскоре сама Мать-Природа подсказала замечательные темы.
Дело было так.
В тёплый летний субботний вечер мы с двумя закадычными друзьями поехали на рыбалку. Вернее, побраконьерить с бредешком. Что такое бредень? Это такая сеть с двумя крыльями с коликами на концах, а посередине её корно – мешок из сетки же с грузиком (обычно небольшим камешком). Двое водят, то есть тянут сеточку в воде, остальные (у нас один) гонят рыбу навстречу, хлопают “болтом”(обычно коряжиной) по воде. Процесс быстрый и волнительный. Здесь главное – не прозевать хитрую крупную рыбу! Карпа, к примеру, бреднем трудно взять. Перепрыгивает через поплавки да и будь таков! Щуки могут “пробурить”, порвать сеть и тоже уйти. Лучше всего ловить туповатых карасей, которых водится в каждом пруду великое множество.
Решили поехать на каскад из трёх прудов у деревеньки со смешным названием Коробки, на среднем из которых, по горячему утверждению одного из друзей, нам обязательно широко улыбнётся Её Величество Удача.
Радостные, мы со вторым товарищем схватили колики и ринулись в воду.
– Дуйте прямо! – командовал наш главный рыбак.– Прямо до противоположного берега. Я там встречу. Помогу. И убежал по плотинке, только пятки засверкали. Мы медленно передвигались в воде, стараясь растянуть сеть пошире.
Сначала шли, позже пришлось плыть, и тянуть стало неудобно. Казалось, что мы перестали передвигаться и застыли на середине пруда.
– Шевелите поршнями! – командовал друг.
– Всю рыбу упустите! – Ага, – отвечаю. – Тебе хорошо языком-то. Давай, гони добычу...
Наконец поймали дно ногами и процесс ускорился. Чем ближе на берег, тем сужаем угол охвата, сердце колотится, крики, шум, плеск рыбы в корне, которую загребли вместе с тиной. Бросаем колья. Друг восклицает:
– Парни, ура! Полное корно карасей!
Начинаем разбирать. Мелочь обратно в воду, средних и крупных рыбок в траву.
– Смотри, – показывает вдруг с кем тащили бредень.
– Какой-то каличный,
– А вот ещё и этот. Что за ерунда? Смотрим и видим, что на месте глаза у таких карасиков небольшая выемка.
– Ребята, а этот вообще без глаз! – друг держит на ладони довольно крупный экземпляр с двумя выемками на месте глаз.
– Что за чудеса? Чернобыль какой-то карасиный!
Замечаем, что примерно треть нашего улова – одноглазые уродцы, десятая часть вообще безглазая! Что за драка такая у них великая была, что повышибали друг другу глаза? Но рассуждать некогда. Все разговоры решили оставить на потом у костра. Темнеет, а нам хочется завести ещё пару раз.
В конце концов, на уху или жаркое одноглазость никак не влияет!
Василий Михайлович Песков приезжал к нам в район примерно в то же время. В деревне Хвалово порыбачил знатно и наловил таких же одноглазых уродцев. Позже в «Комсомольской правде» вышла его статья об этом феномене, где он предположил, что произошёл некий генетический сбой из-за природных факторов (разница температур, давления и т.д.). Не знаю, не могу утверждать, так ли это, но ещё намного позже, через несколько лет, мы вылавливали одноглазых карасиков. Загадка природы….
О. ЮРЬЕВ