12+
30 апреля 2024, вторник

Авиатренажер: дорога в облака

28.11.2023
Авиатренажер: дорога в облака

Недавно я позвонил Юлии Крыловой, генеральному директору авиапарка «Орешково», чтобы узнать какие новые образцы авиационной техники у них появились в коллекции музея, которую собирают уже не первый год. На сегодняшний день в этом музее под открытым небом собраны около тридцати образцов авиатехники. На бетонной полосе находится большая коллекция самолетов марки МиГ (Миг-27, МиГ-29, МиГ-25, Миг-21, Миг-17, Миг-15), раритетных самолетов таких как, к примеру, И-153 «Чайка», И-15 «Бис», самолеты марки ОКБ Сухого и другие образцы, в том числе и вертолеты.

- У нас начал работать авиасимулятор самолета L-39, полет на котором является увлекательным развлечением, чтобы получить незабываемые впечатления и позитивные эмоции. Приходите и убедитесь в этом, - сказала Юлия.
Когда я пришел в авиапарк «Орешково», администратор О. Романова проводила меня в просторный, ярко освещенный и теплый ангар, в котором стояли самолеты УТ-2Б и Beechcraft V35B Bonanza , а рядом с ними располагался авиасимулятор, на котором мне предстоял полет.
- Эта кабина реального самолета L-39, вылетавшего свой ресурс и переоборудованного под авиасимулятор,– охотно поведал мне инструктор Сергей Кулешов. – Все управление осуществляется из кабины пилота, а я со своего рабочего места, оборудованного с тыльной стороны кабины пилота, контролирую весь процесс. Человеку, решившему полетать, надевают VR-шлем c высоким разрешением и большими углами обзора, оборудованный встроенными наушниками. Программа, написанная на основе Digital Combat Simulator, позволяет воссоздавать полеты над морем и сушей, а так же полностью воспроизводит управление самолётом.

По приставной лестнице я забрался в кабину L-39. Сразу же в глаза бросилась большая приборная панель, разделенная цветом на два блока: в первом расположены приборы для пилотирования, а второй предназначен для контроля параметров работы авиационного двигателя. Прямо перед глазами - над приборной панелью - смонтирован прицел с яркой прицельной маркой и встроенным гироскопом. На панели размещены десятки приборов, основные из которых мне удалось запомнить с первого раза: это - указатель скорости, авиагоризонт, вариометр с указателем поворота и скольжения, высотомер, указатель оборотов двигателя, кран управления шасси.

Перед приборной панелью стояла вмонтированная в пол кабины ручка управления самолётом (РУС) - позволяющая изменять крен и тангаж воздушного судна. Слева на приборной полке были расположены кнопки управления закрылками («убрано», «взлет», «посадка») и рычаг управления двигателя (РУД), с помощью которого пилот управляет режимами силовой установки, вперед - увеличиваем режим (по аналогии - давим на педаль газа), двигаем РУД назад - уменьшаем режим (отпускаем педаль). Все управление самолетом привязано к реальным рычагам управления. Задействована даже гашетка стрельбы, если человек решает слетать на боевое применение.

Когда я прослушал краткий инструктаж, Сергей ушел на свое рабочее место. Перед глазами через блистер, показалась взлетно - посадочная полоса (ВПП). Повернув голову вправо, я с удивлением увидел пасущихся недалеко от полосы коров, а слева - здания ангаров.

«Вы готовы к полету?», - довольно отчетливо прозвучал в наушниках голос инструктора. Ответив - «Да», я внутренне собрался и, зажав пальцами ручной тормоз, энергично добавил РУДом обороты двигателя, при этом стрелка на приборе указателя оборотов поползла верх и стала приближаться к выделенному сектору, а когда достигла 104%, я отпустил рычаг тормоза и самолет, как пришпоренный жеребец, рванулся по бетонной ВПП вперед.

Посчитав, что уже можно оторвать летательный аппарат от земли, я излишне энергично потянул на себя РУС. Перед глазами исчезла взлетная полоса, и передо мной открылся безбрежный «пятый океан», так пилоты иногда называют небо. Увлекшись завораживающим видом, я совершил ошибку, не проконтролировал по приборам обороты двигателя и авиагоризонт. Из-за увеличивающегося положительного тангажа, самолет совершил резкий маневр называемый в авиации кабрированием (подъём носа), соответственно упала скорость, да еще при этом я непроизвольно рукой перетянул РУС вправо (при этом элерон на правом крыле отклонится вверх, а элерон на левом крыле отклонится вниз), угол крена, как я успел заметить достиг примерно 80 градусов. Такой опасный маневр вблизи земли привел к плачевному результату, я отклонился от взлетного курса и буквально «влетел» в стадо коров, после чего наступила непроглядная темнота и тишина. Как вспомню, так мороз по коже!

Через несколько секунд, показавшимися долгими, инструктор переключил программу, и я вновь увидел кабину самолета, проникающий через блистер дневной свет и пасущиеся стадо коров, чему естественно очень обрадовался.

Собравшись, вновь совершил необходимые манипуляции с рычагами управления и взлетел, плавно набирая высоту. Через несколько секунд, подо мной уже колыхалось море, с плывущими кораблями, (программа имитировала район г. Сочи).

Слева солнечные лучи буквально слепили меня через блистер, поэтому немного подкорректировал вправо взлетный курс, чтобы дневное светило осталось за спиной. Скорость, как и высота постепенно росли, рождая в душе чувство восхищения и при этом я испытывал невероятные ощущения парения в воздухе.

Когда набрал высоту 2000 метров вдалеке, слева по курсу, увидел немного ниже пролетающий самолет. Решив немного похулиганить в первом полете, отдал ручку вправо и совершил вираж переворотом через крыло. После чего набрав скорость, потянул РУС на себя и совершил фигуру сложного пилотажа в виде замкнутой петли, или «петлю Нестерова», названной так по имени летчика, впервые совершившего его на аэроплане типа «Ньюпор-IV» более 100 лет назад.

Приблизившись к берегу, увидел впереди ВПП аэропорта г. Сочи. Выпустив шасси, хотел зайти сразу на посадку, но высота для посадочной глиссады была очень большой. Построив с помощью инструктора «коробочку», (прямоугольный маршрут по которому осуществляется набор высоты после взлета и снижение для захода на посадку), направил самолет на ВПП. Коснувшись бетонной полосы, совершил пробежку и остановился в ее конце. Сняв шлем, понял, что вспотел, видимо от эмоционального напряжения, все - таки первый полет.

Когда я вылез из кабины, то поблагодарил за испытанные ощущения инструктора Сергея Кулешова. К нам подошла Юлия Крылова, чтобы узнать, как прошел первый полет. Выслушав от меня искренние слова благодарности, генеральный директор авиапарка «Орешково» попросила передать читателям, что виртуальная реальность открывает перед человеком невиданные возможности, и одна из них - это пилотирование самолета.

- Полет на авиатренажоре очень похож на настоящий, - подчеркнула Юлия, - и может вызывать у неподготовленных людей нагрузку на вестибулярный аппарат, поэтому время полета мы ограничиваем пятнадцатью минутами. Чтобы полетать на тренажере, нужно заранее позвонить по телефону или записаться на сайте авиапарка «Орешково».

Сказав команде авиапарка большое спасибо за возможность, хотя бы на короткое время, почувствовать себя пилотом, пожелал всем летчикам, чтобы количество взлетов совпадало с количеством мягких посадок. После чего решил, не откладывая в долгий ящик, написать статью и рассказать подписчикам газеты о полете на авиатренажере.

О.ЦАПЕНКО,
Фото автора.

Новости ВРФ