12+
02 мая 2024, четверг

SENTERI-СИЯЮЩЕЕ СОВЕРШЕНСТВО

08.06.2023
SENTERI-СИЯЮЩЕЕ СОВЕРШЕНСТВО

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков...

А.С. Пушкин,

«Не множеством картин старинных мастеров», 1830 г.

Как делается продукция на заводе ЗАО «УграКерам» расположенном в поселке Воротынск Калужской области, из «благородной керамики», или по-научному, санитарного фарфора, который в производстве сантехнических изделий стал применяться относительно недавно, мне посчастливилось увидеть воочию. Исполнительный директор И.Н. Шамшин пригласил осмотреть современное производство изделий, производящихся под торговой маркой Santeri, ставшего лучшим брендом 2022 года по версии издательского дома «Комсомольская правда – Калуга»!

Сегодня сложно представить цивилизованный мир, в котором не соблюдаются элементарные правила гигиены. Еще относительно недавно в историческом масштабе во Франции и Великобритании носили широкополые шляпы, чтобы защититься от нечистот, выливаемых из окон верхних этажей. Лишь прокладка водопроводов в городах по всему миру и массовое производство фаянсовых унитазов, начавшееся в Испании в 1909 году акционерным обществом под звучным названием Unitas («унитас» – объединение, союз), положило конец ужасающей антисанитарии. На всех изделиях ставили клеймо с названием компании, благодаря которому название гигиенического изделия и распространилось по всему миру. В наши ванные комнаты прочно вошла и раковина, которая присутствует в каждом доме.

– Технический прогресс не стоит на месте. В последние годы мы приобрели новое импортное оборудование для модернизации производства, что позволило увеличить выпуск продукции с 2 млн. до 2,6 млн. изделий в год, т.е. более чем на 30%. Что касается постановки новых моделей на поток, то здесь первую скрипку играет отдел продаж и маркетинга, представители которого анализируют запросы рынка и отслеживают тенденции на спрос изделий из санфарфора. В рамках группы компаний, в которой мы работаем, есть дизайнеры, инженеры-конструкторы, создающие и предлагающие потребителям новые модели сантехнических изделий. Таким образом, наши сильные стороны – качество, современный стиль и прогрессивные технические решения позволяют нам оставаться самым крупным производителем изделий из санфарфора в России, – охотно поведал Илья Николаевич Шамшин.

Осмотр завода, на котором работают 770 человек, мы начали со склада минерального сырья. В огромном помещении вдоль стен стояли мягкие контейнеры (big bag) с петлями-стропами из полипропиленовой ткани грузоподъёмностью до тонны, в которых находились шамот, каолин, полевой шпат, кварцевый песок.

Глинистые породы после лабораторной проверки на соответствие требованиям поступают в массозаготовительный цех, где из них делают два основных компонента будущих изделий: шликер – кашицеобразную, мягкую фарфоровую массу, необходимую для изготовления «тела» изделия, и глазурь, которой его покрывают. В просторном цехе на высоком потолке расположены большие окна, через которые яркие солнечные лучи проникают в производственное помещение, освещая стоящие в ряд кюгели – металлические бадьи с сырьем. Установленные вдоль стен на технологическом постаменте шаровые мельницы, похожие на огромные металлические барабаны, издавали характерный гул. В них происходил процесс дробления и смешивания сырья. По краям широкого прохода в полу, по которому мы шли, периодически встречались зарешеченные люки, через которые виднелась медленно текущая густая фарфоровая масса, чем-то похожая на подземную реку.

Далее эта текучая консистенция подается в литейный цех, где из неё отливаются изделия либо традиционным методом в гипсовые формы, либо на современных литьевых машинах под давлением. В этом сложном технологическом процессе из шликера закаченного в формы излишняя влага удаляется через поры полимерных форм, после чего они снимаются, и появляются сформированные отливки изделий, которые досушивают в сушилках. Оглянувшись, я заметил, как к стоящей на конвейере отливке подошел рабочий и острым металлическим инструментом удалил излишки материала, оставшегося в местах стыковки форм. После чего я специально подошел к обработанному изделию и был удивлен его гладкой и чистой поверхностью, хотя светло-коричневый цвет необожженного фарфора подсказывал, передо мной всего лишь элегантная заготовка.

Следующий технологический этап поразил меня больше всего. Ярко освещенный конвейер, по вертикальной стене которого стекала белоснежная глазурь, походил на мольберт живописца. Стоящие лицом к производственному «полотну» женщины держали в руках пульверизаторы, к которым по шлангам подавалась глазурь, и точно выверенными движениями покрывали движущиеся по конвейеру изделия тонким слоем, после чего они становились белыми, как выпавший снег. Далее, для того чтобы на поверхности санфаянсовых полуфабрикатов появилось жемчужное сияние, их отправляют в туннельные печи непрерывного действия, где при температуре 1200 градусов происходит обжиг – сложный процесс, требующий соблюдения целого ряда технических моментов. Сами печи, а всего их четыре, представляют собой агрегаты исполинских размеров, в зоне обжига которых горит слепящее белое пламя с красным ореолом, заключенное в ограниченном пространстве. Через эту огненную стихию, буквально омывающую раскаленными газами обжигаемые заготовки, стоящие на движущемся конвейере, пропускают все сантехнические изделия, глядя на которые у выхода их из печи понимаешь – перед тобой сияющее совершенство!

Во время технологического перерыва мне удалось побеседовать с мастером цеха О.В. Кугай. Молодая женщина с яркой внешностью, прошедшая трудовой путь от рабочего до мастера, неторопливо рассказала о себе и о предприятии. – Моя трудовая биография началась на этом заводе в 2009 году, когда я устроилась контролером в отдел ОТК. Хотя здесь условия и сложные, но ты знаешь, за что работаешь. Зарплата меня устраивает, да и коллектив подобрался хороший. Простой рабочий у нас может получать более 50 тысяч рублей в месяц. Все зависит от цеха, в котором он работает. На предприятии есть люди, отработавшие по 10 и даже по 20 лет! Когда поставили литьевую машину, ручного труда стало меньше, а для непосвящённого человека, никогда не видевшего, как появляются сформированные изделия, думаю, будет интересно. Процесс производства продукции у нас подобен волшебству. Из сыпучих ингредиентов получается красивое и долговечное сантехническое изделие, необходимое каждому человеку. Так как производство непрерывного цикла, то я, как и многие сотрудники работаем посменно по 12 часов. Печи ведь не остановишь, поэтому и режим работы на заводе – 24/7.

Руководство предприятия каждому рабочему, находящемуся на смене, доплачивает на питание в заводской столовой либо в буфете. Ежемесячно во всех цехах выбирается лучший рабочий и победителям вручаются сертификаты на 2000 рублей. На эту сумму можно забрать товары из магазина при заводе, цены в котором приемлемые, поэтому люди довольны. Также у нас по итогам года выбирается лучший рабочий и ему предоставляется бесплатная путевка на двоих. Руководство не забывает и о моральном поощрении. В праздники лучшие сотрудники награждаются грамотами, да и заводская Доска почета периодически обновляется, – подчеркнула моя собеседница.

Поблагодарив Олесю Валерьевну за интересный рассказ, я присоединился к исполнительному директору Илье Николаевичу, решавшему в это время свои производственные задачи. Далее мы перешли на участок упаковки, венчающий процесс крайне сложного производства, после которого продукция отправляется потребителю. Здесь я увидел, как рабочие аккуратно вкладывают в фирменные коробки изделия из санфаянса, которые ждут покупатели в России и странах СНГ. Посещение предприятия произвело на меня неизгладимое впечатление. Специалисты завода «УграКерам» сумели оседлать крылатого Пегаса и поймать вдохновение. Продукцию, сделанную на этом предприятии из качественных материалов, можно смело назвать элитной, так как санфарфор дольше сохраняет привлекательный вид, не впитывает неприятные запахи, да и эксплуатационные характеристики лучше, чем у санфаянса. Правда, при этом выше и цены. Но это как раз тот случай – экономить на качестве нельзя. Здесь, как в знаменитом произведении Павла Баженова «Каменный цветок» понимают красоту камня. Ведь главные герои и в сказке, и в жизни завода – это непревзойденные мастера своего дела. Подтверждением этого непреложного факта служит полученный международный сертификат единого образца IQNet свидетельствующий о том, что продукты и услуги компании соответствуют европейским и мировым стандартам качества. Несмотря на достигнутые успехи в выпуске современной, долговечной и изящной продукции, на предприятии продолжается непрерывный и бесконечный процесс – поиск совершенства в производстве фирменных изделий из санфарфора.

О. ЦАПЕНКО, фото автора и из открытых источников.

Новости ВРФ