12+
13 мая 2024, понедельник

Воспитание - как приоритет

05.09.2023
Воспитание - как приоритет

Тема конференции: "Единое образовательное пространство как механизм совершенствования муниципальной системы образования: актуальные результаты и приоритеты развития"

Глава администрации муниципального района "Бабынинский район" В.В. Яничев поприветствовал всех присутствующих и выразил огромную благодарность тем, кто хранит верность нелегкой учительской профессии: педагогическим и руководящим работникам дошкольных организаций, организаций общего и среднего дополнительно образования, ветеранам педагогического труда и молодым специалистам.

С докладом об основных результатах работы системы образования за прошедший учебный год и стратегических ориентациях на предстоящий период выступила заведующая отделом народного образования администрации муниципального района «Бабынинский район» М.Ш. Данилевская. – Количество обучающихся на конец года составило 2 407 человек. Окончили школу на «отлично» 141 ученик, на «хорошо» и «отлично» - 724 ученика. Качество знаний составило 96,8%. Из 248 учеников девятых классов аттестат получил 221 ученик. Выпускники одиннадцатых классов получили 60 аттестатов из 61. Особая гордость - золотые медалисты – в этом году их 9 человек.

Продолжается работа по реализации национальных проектов «Образование».Обновление материальной технической базы по цифровой образовательной среде получило МКОУ «СОШ» п.Газопровод.

По программе «Школьная инициатива» отремонтированы: кабинет биологии в МКОУ «СОШ №2 им. И.С. Унковского» п.Воротынск, кабинет физики в МОУ «СОШ им.Н.П. Пухова» с. Утешево. Благоустроена пришкольная территория МКОУ «СОШ» п.Газопровод, а также в МКОУ «СОШ» с.Муромцево приобретены инструменты, оборудование и рассада для проекта «Клумба моей мечты».

В рамках проекта «Успех каждого ребенка» в Муромцевской школе с началом учебного года открывается отремонтированный, светлый и уютный спортивный зал.

А МОУ «СОШ №2»п.Бабынино пополнило свою материальную базу новым оборудованием для проведения школьных мероприятий.

Общая численность работников образовательных организаций составила 602 человека, в том числе педагогических работников – 306 человек. Для педагогов непрерывно в течение года проходят различные методические мероприятия для повышения профессионального образования: конкурсы профессионального мастерства, выездные районные методические семинары, научно-практические конференции регионального уровня.

Воспитание ставится как приоритет 2023-2024 учебного года. Разработана и введена федеральная рабочая программа воспитания.

В прошлом 2022 году стартовал проект «Навигаторы детства», в котором прошли конкурсный отбор шесть школ района. В этом году в этом проекте приняли участие еще три оставшиеся школы. Поэтому с 1 сентября 2023 года во всех школах Бабынинского района будут работать советники директора по воспитанию и связью с общественными детскими объединениями.

В прошлом учебном году ученики нашего района зарегистрировались в программе «Орлята России» - уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших классов. В настоящее время в этой программе принимают участие 43 класса из школ Бабынинского района. До конца 2023 года регистрация всех оставшихся классов должна быть полностью завершена.

Нацелены школы района и на обязательное создание уголков с государственной символикой нашей страны.

Со следующего года вводится новый проект «Наши герои». В нем представлены видные деятели культуры, спорта, политики, военной истории.

В рамках формирования военно-патриотического воспитания в школах планируется создание военно-патриотических клубов. С 1 сентября 2024 года в школах появится предмет «Основы безопасности и защиты Родины».

Остаются введенные в прошлом учебном году классные часы «Разговоры о важном».

В течение 5 лет произойдет полный переход к использованию в школах единых государственных учебников. Для наших школ уже получены новые учебники истории для 10-11 классов, которые включают в себя раздел, посвященный специальной военной операции.

С 1 сентября 2023 года совершенствуется система организации профессиональной ориентации учащихся и вводится единая модель профессиональной ориентации. Целевой аудиторией станут школьники 6-11 классов, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Модель профориентации единая по семи направлениям: профильные классы, урочная и внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профобучение и взаимодействие с родителями.

С наступлением нового учебного года в школах района вводится новый предмет для 9-11 классов «История Калужского края».

Еще одно нововведение - Калужская область одна из первых участвует в пилотном проекте по обучению детей с миграционной историей. Она включает в себя социальную и культурную адаптацию, разработку оптимального образовательного маршрута, а также особое внимание уделяется изучению детьми русского языка.

2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Всегда готов наставник поделиться своими знаниями и может помочь своему подопечному избежать ошибок. Продолжая тему наставничества, с докладом выступила учитель истории и обществознания МКОУ "СОШ №2 им. И.С. Унковского" п.Воротынск Т.М. Ефремова.

- Под наставничеством педагогических работников понимается форма обучения и профессионального становления будущих педагогов. Важнейшим приоритетом для государства является рост кадрового потенциала. Сегодня стоит задача - вовлечь в наставническую деятельность значительное количество педагогических работников.

Введена целевая модель наставничества – это универсальная технология передачи опыта и знаний. И в нашей школе проведена большая работа в этом направлении. Создано методическое объединение наставников, разработаны положение и дорожная карта со всеми нормативными документами, с которыми можно ознакомиться на сайте школы. На начальном этапе провели анкетирование молодых специалистов, чтобы определить какие трудные места они определили сами для себя. На основе анкетирования разработали карту запросов наставляемых. На этапе непосредственного взаимодействия создали пары «наставник – наставляемый», где педагогами-наставниками и кураторами были разработаны индивидуальные планы работы, подобраны персонализированные программы. Работа заключается в проведении бесед, тренингов, встреч, ведению открытых уроков.

В нашей школе работают молодые педагоги, являющиеся в то же время нашими выпускниками. Преемственность поколений – это связь, которую нельзя разрывать, а только поддерживать. Необходимо уметь хранить традиции, ценности, заложенные поколениями учителей. В этом и есть вдохновляющая сила наставничества.

В Бабынинском районе в прошлом учебном году создано 6 первичных отделений «Движение первых», и до конца этого года необходимо создать отделения в каждой школе. По этому вопросу выступил с докладом специалист по организации работы в Бабынинском районе общероссийского общественно-государственного движения детей и молодёжи М.А. Горохов:

- Основополагающая задача - объединить в своей деятельности важнейшие институты работы с детьми и молодежью. На уровне муниципалитета важно взаимодействовать с образовательными учреждениями района. «Движение первых» на сегодняшний день является крупнейшим детским молодежным объединением. Это определило нашу ключевую задачу – создать вместе со школьниками воспитательную среду равных возможностей для всестороннего развития, сформировать навыки полезные для практического применения. Мы охватываем все этапы взросления ребенка в возрасте от 6 до 18 лет. Ключевое звено движения – это первичные отделения. Разработана церемония посвящения в движение, планируется проводить это торжественное событие в первый день каждого месяца. Движение ставит перед собой амбициозную задачу - дотянуться до каждого ребенка, именно поэтому работа с наставниками входит в число приоритетов.

Поделилась опытом профориентационной работы в школе педагог-психолог МКОУ "СОШ 1 им. полководца Воротынского М.И." Л.А.Голыгина:

- Проводимая работа по профориентации направлена на достижение образовательно-воспитательных целей. Проблема профессиональной ориентации неоднократно изучалась учеными. Известный отечественный педагог-психолог, профориентатор Е.А. Климов предложил известную формулу «хочу-могу-надо», где «хочу» - это интересы и склонности, к чему лежит душа ребенка, «могу» - это имеющиеся способности,возможности здоровья для профессиональной квалификации, и «надо» - востребованность профессий на рынке труда и возможность трудоустройства. Эта формула на сегодняшний день является основным навигатором сопровождения осознанного профессионального выбора. Школьник, прежде всего, должен иметь интерес и желание работать в определенной профессии. У детей зачастую не достает необходимой информации о состоянии современного мира профессий, их развития в будущем. Профессиональная ориентация в школе должна вестись на основе единства учебной, воспитательной среды, и реализуемой совместно с семьей. В качестве необходимого условия должно быть социальное партнерство с потенциальными работодателями, учебными профессиональными образовательными организациями, учитываться направление экономического развития региона.
В современном мире есть такая тенденция, как «отложенность профессионального самоопределения», иными словами дети не могут определиться, куда идти учиться и кем стать. В конце школьного обучения многие делают выбор случайно. Как следствие – заканчивают учебные заведения, а по профессии работать не идут.

В нашей школе профориентационная работа ведется с 1 по 11 классы. Целью является создание у обучающихся наглядного представления о мире профессий. В 5-7 классах упор делается на развитие индивидуальных особенностей учеников, навыков самопознания и самонаблюдения. Дети должны узнать, на что они способны, какой у них темперамент, уметь оценивать себя, свои сильные и слабые стороны.

Современным и эффективным вариантов реализации профориентационной работы является участие образовательной организации во всероссийском проекте «Билет в будущее». Прекрасный проект, в котором абсолютно все всероссийские уроки разработаны на платформе, проводится онлайн тестирование. В нем нужно и важно участвовать.

Пленарная часть конференции подошла к концу. Далее проходила церемония награждения, о которой вы сможете прочитать в следующем номере газеты.

А. Швец

Новости ВРФ