12+
26 апреля 2024, пятница

Очень счастливый человек

05.10.2020
Очень счастливый человек

В преддверии Дня учителя хочу познакомить вас с удивительной женщиной – умной, эрудированной, интеллигентной, очаровательной, мудрой – Прасковьей Николаевной Амелиной.

В этом году ее трудовой педагогический стаж перешагнул порог 60 лет, и 40 из них она – директор Газопроводской средней школы.

«Первое знакомство с Газопроводом произошло в 1959 году, когда я приехала в гости к жениху, работавшему на тот момент электриком на строительстве газокомпрессорной станции Виктору Тимофеевичу Амелину, впоследствии начальника бабынинской промплощадки. Дорог никаких, транспорта тоже. Зима, мороз и глубокий снег, а я в ботиночках (сапоги тогда еще не носили) и капроновых чулках. Жених оценил наряд: вынул из кирзовых сапог портянки, обмотал ими мои ледяные ноги, и так мы шли 13 км от п. Бабынино до Газопровода» – с улыбкой вспоминает Прасковья Николаевна.

А через несколько месяцев она вернулась сюда уже насовсем в качестве законной жены. И на этот раз не шла пешком, ее довезли на лошади, но замерзла так, что извозчик остановился у первого деревенского дома, где пришлось отогревать молоденькую девушку, и только потом она смогла дойти до дома, где жил муж. Сколько лет прошло, а вспоминается, будто вчера было. За плечами будущего педагога на тот момент были 18 лет, один курс Калужского пединститута и огромное желание работать в школе.

«Пришлось перевестись на заочное, но так как в Калуге биолого-химического заочного отделения не было, поступила в Московский заочный пединститут, который закончила в 1965 году. А вот на работу в школу пришла почти сразу, как приехала в Газопровод. Правда, тогда еще не было нынешней школы, а работала Коробкинская средняя. Семь месяцев бесплатно работала пионервожатой. Потом организатором. Работа была очень интересная, многосторонняя, ответственная и трудная. Тогда работа со школьниками строилась именно через их участие в пионерской деятельности и была важнейшим фактором трудового и патриотического воспитания. А трудность была в отсутствии каких-либо рекомендаций по ней, все мероприятия надо было придумывать самой».

Быть учителем Прасковья Николаевна мечтала с детства. Большую роль в этом сыграли оказавшиеся в нужное время рядом люди, и прежде всего первая учительница Екатерина Ефимовна Лемешева. Позднее, уже в Газопроводе, уверенности в себе ей придал директор школы, принявший девушку на работу, и ободривший словами, что она будет хорошим учителем, Николай Кузьмич Силаев. А сколько потрясающих педагогов, о которых она с восторгом вспоминает, было рядом! Алина Ильинична Чекарева, Екатерина Афанасьевна Антонова, Лариса Степановна Колянова. Было у кого учиться и чему учиться.

«Работала с огромной любовью! Нравилось все, и все получалось. Организовывали походы, вечера, концерты для работников совхоза, учителя вместе с детьми участвовали в художественной самодеятельности. А какие новогодние балы устраивали, обязательно костюмированные»!

В 1963 году в семье Амелиных появился первый ребенок. Однако в декрете мама пробыла лишь неделю. Пришел директор школы: «Выручай, некому вести уроки химии». Нашли для сынишки няню, и Прасковья Николаевна вышла на работу. Но это было еще не самое сложное. В то время в школе размещалась еще и вечерняя школа, ее посещали рабочие, строившие поселок и солдаты из воинской части, располагавшейся поблизости. А уроки для взрослых начинались в 18-00 и заканчивались в 24-00! Так что работать приходилось в две смены. «И все равно казалось, что все нормально», – говорит Прасковья Николаевна.

А в 1971 году открылись двери новой школы. Просторная, современная, на 350 мест. В 1980 году П.Н. Амелина была назначена ее директором. К тому времени она 10 лет проработала организатором, 2 года завучем и, конечно, вела уроки.

«Я все же в первую очередь учитель. Бесконечно люблю детей, атмосферу урока. Мне никогда не бывает с ними трудно. Для меня каждый ребенок хороший. Это наше плохое отношение делает их плохими.

Говорят, учитель «выгорает». Не согласна! Отчего? С годами накапливается опыт, знания, умения, понимание детей. Выгорать можно только от нелюбви, когда учитель – не потребность души, а просто работа. Для меня это счастье, вся жизнь в этой работе.

Сейчас у нас осталось 45 учеников, уже несколько лет нет 10 и 11 классов – ребята уходят после 9- го. Сократилось и число моих уроков, и я скучаю по ним. Горько, что такой прекрасный поселок пустеет. Люди уезжают из-за отсутствия работы. У нас самый большой класс – 4-й, в нем 14 учеников. Так хочется, чтобы ситуация изменилась»!

На вопрос о коллективе, Прасковья Николаевна отвечает: «У нас прекрасный коллектив. Учителя отлично знают свое дело, талантливые, пытливые, умеющие строить отношения с детьми. Коллектив устоявшийся, у самых молодых преподавателей стаж больше 10 лет. У четверых моих учеников, вернувшихся в школу, стаж подходит к 30 годам, а дольше всех работают Галина Михайловна Ефремова (из 49 лет преподавательской работы 29 – завуч) и Елена Николаевна Черняева, им уже за 70 лет».

Не секрет, что одинаковых школ, как и всего остального, не бывает, каждая имеет свою особенность.

«Мы всегда отличались тем, что много работали. Школа была подшефной у совхоза им. Димитрова.

Нам было выделено 25 га земли, на которой мы должны были посадить, вырастить и собрать свеклу. Напомню, что все делалось вручную! А еще надо было помогать совхозу убирать картофель. И не забывать про школьный сад и огород! При школе все лето работал круглосуточный лагерь, где отдыхали и работали и ученики, и учителя. Зато у нас всегда очень вкусно и сытно кормили! Все собранные с пришкольного участка овощи и фрукты шли (и сейчас идут) на школьную кухню. Правда, в этом году ничего не сажали из-за коронавируса, но компоты из свежих фруктов еще варим. Большое спасибо Балахану Сафаровичу Сафарову, он помогает нам картофелем. Берем у него больше тонны. Прекрасный человек, всегда с готовностью откликается на просьбы».

Гордится Прасковья Николаевна и открывшейся 7 лет назад дошкольной группой. Ее посещают 14 детишек разного возраста. В игровой комнате полно игрушек, развивающих игр, за школой оборудована уютная детская площадка.

А как же дом, семья? Что остается на них, если столько сил и времени уходит на работу? «Я 40 лет не была в отпуске, – смеется Прасковья Николаевна. – Наши отпуска летом, а в это время в школах идут ремонты: как же можно отдыхать? Но с домом все в порядке. У нас все сажается и выращивается, а я очень люблю делать заготовки. Ко мне можно ходить на экскурсию, столько разных вкусностей закручиваю. Когда? – Встаю очень рано, и вечером могу заниматься до ночи. Мне это не в тягость. Как бы ни была занята на работе, семья не должна страдать: надо успеть сделать все домашние дела». Заканчивая беседу, прошу Прасковью Николаевну сказать что-нибудь своим коллегам – учителям из других школ района. «Не люблю слово «терпение». Желаю всем любви к детям и ответного чувства. Легкости в работе. Понимания ребенка, веры в него, умения и желания поддержать. Не «сорите» двойками – они не учат. Не жалейте времени на помощь, делитесь знаниями и умениями в любое время. Это предназначение учителя – давать людям знания. И всегда хвалите своих учеников, за каждую малость. Пусть в вашей душе будет как можно больше доброты и любви».

За добросовестный труд, высокое педагогическое мастерство, успехи в профессиональной деятельности, активные внедрение идей развивающего обучения и воспитательную работу с детьми П.Н. Амелина в разное время награждалась грамотами: райкома ВЛКСМ, обкома ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ, Бабынинского ОНО, главы администрации МР «Бабынинский район», Калужского ОблОНО, Калужского ОблСовПрофа, Грамотой института повышения квалификации учителей, Почетной грамотой министерства просвещения РСФСР, Нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», Дипломом областного конкурса «Женщина-директор года – 2004». В 1984 году ей присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Л. ЕГОРОВА, фото автора

Новости ВРФ