12+
26 апреля 2024, пятница

Школа вдохнет в деревню жизнь

10.08.2020
Школа вдохнет в деревню жизнь

В нашем районе есть учреждение, результаты деятельности которого в сфере патриотического воспитания стали стимулом для активизации этой работы даже за его пределами. Речь идет об Утешевской средней школе им. Н.П. Пухова и мой собеседник – ее директор Владимир Александрович Бредников.

Пока мы помним, мы живем

Напомню, что с 1999 года школа носит имя Героя Советского Союза генерал-полковника Николая Павловича Пухова, уроженца села Гришово Утешевского поселения. И это не просто дань уважения или следование моде. В школе многие годы ведется активная работа по патриотическому воспитанию учащихся. Это единственная в районе сельская школа, имеющая свой музей, в запасниках которого собрано, систематизировано и широко используется в работе педагогов огромное количество материалов, связанных с историей своего края. И не случайно в 2017 году именно здесь прошло выездное заседание рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе Калужской области. На нем было принято решение предложить администрации района и поселения «Село Утешево» совместно с областным отделением военно-исторического общества разработать и реализовать так называемый народный проект. Он состоял из трех этапов: установка памятного знака в с. Гришово на месте дома, где родился Н.П. Пухов, бюста Н.П. Пухова у школы его имени, капитальный ремонт и приобретение оборудования для школьного музея. Все это планировалось завершить к 75-летию Великой Победы.

Первое, что видишь, подходя к центральному входу школы – большой цветник с одной стороны и обсаженная цветами площадка с бюстом знаменитого земляка – с другой. А директор в первую очередь спешит показать музей. И понять его гордость можно: помещение оснащено современным музейным оборудованием, на стендах и в запасниках богатый исторический материал – это полноценный музей, и здесь забываешь, что он школьный.

«Мы работаем в 4 направлениях: Н.П. Пухов, один из последних владельцев села Утешево Д.А. Делянов, боевой путь 116 стрелковой дивизии и ветераны ВОВ – наши земляки.

Так получилось, что о нашем знаменитом земляке было крайне мало сведений. Да, если честно, то и об огромном числе других военачальников, рядовых героев – упоминания в учебниках, каких-то статьях, а подробнее, глубже как-то не удосуживаемся копнуть. И когда мы решили исправить эту ошибку, пришлось потрудиться. Но, хочется думать, что именно наша активность подтолкнула к работе и писателей – в свет вышла уже третья книга о Н.П. Пухове».

Владимир Александрович с энтузиазмом рассказывает о собранных материалах, отмечает редкие. «Здесь мы проводим уроки истории, встречи, то есть музей существует не для галочки».

Садик - ручеек, питающий школу

Сейчас в школе, как и в остальных, идет подготовка к новому учебному году, то есть ремонт. Особое внимание в этом году уделили столовой. Ее зал играет роль и актового зала, поэтому с одной стороны размещена сцена. В помещении заменены окна, стены окрашены в светлый цвет, создавая ощущение простора, праздничности. Да, в таком зале не стыдно встречать гостей.

Следующий объект гордости директора – расположенный под одной крышей со школой, точнее занявший несколько ее помещений, детский сад. Он рассчитан на 15 детей. Сейчас в нем 10 воспитанников. Большая солнечная игровая, такая же просторная спальня, санузел, раздаточная. Правда, поскольку столовая одна на школу и садик, то работает он в школьном режиме.

А что с педагогическими кадрами?

Дальше наш разговор переходит на дела сугубо школьные. В этом году за парты сядут 47 учеников. «А выпускников в прошлом году было 4, и двое из них – медалисты! – гордо улыбается Владимир Александрович. – Причем, ребята свои знания подтвердили и дальше. И, что для нас крайне важно, все они поступили в педагогический, и все должны вернуться в свою школу! Это обнадеживает, потому что с кадрами в образовании становится все труднее: основной состав – пенсионеры.

В этом году к нам по программе «Земский учитель» должна приехать семья из Курганской области. Если все сложится, то есть возможность принять еще одного молодого преподавателя, жителя нашего района».

Трудовое воспитание - не фигура речи

Сельская школа – это особый уклад, здесь трудовое воспитание имеет конкретные результаты. «В этом году у нас вырос хороший урожай овощей. А еще решили посадить новый сад. Не корчевать старый, а на новом месте рассадить. И основу ему заложили выпускники прошлого учебного года: каждый посадил по два фруктовых саженца. А вообще планируем штук 50 деревьев посадить – яблони, вишни, сливы.

Всю продукцию мы сдаем в школьную столовую. Это позволяет нам при двухразовом питании снизить его стоимость до 600 рублей в месяц».

Пугаться некогда - надо работать

Как же обойтись без больной для всех темы – обучение на удаленке. И вопреки ожиданию, слышу оптимистичное: «Все прошло не так страшно, как думали. Похоже, больше всего ее испугались родители, оказавшиеся в некотором смысле в роли учителей: надо контролировать, помогать, проверять.

А мы справились. Использовали по мере сил и возможностей все платформы, которые нам дало министерство. Правда, нам пришлось работать с модемом, но все оказалось решаемо. К тому же оказалось, что у большинства учеников дома есть компьютеры, другие пользовались телефонами. Мы на всякий случай создали группу ВКонтакте, использовали ряд других платформ.

В основном это был видеоурок на 15 минут, который, мы надеялись, дети просматривали, потом давалось задание, дальше – живое общение с учителем. Качество всего этого безусловно, зависит от уровня компетентности педагога, и все стали активно учиться, чтобы иметь возможность качественно выполнять свою работу. Я всеми доволен, молодцы! Но хочу все же сказать: если бы ситуация пришлась не на последнюю четверть, когда, по сути, во всех классах идет повторение пройденного за год, а значительно раньше, результаты могли быть действительно плачевными.

Однако прямое общение не заменить. Учить надо, глядя ученику в глаза. Однако присутствовать в обучении такая форма, как дистанционка, имеет право. Жизнь не стоит на месте, дети в вопросах технологий часто опережают родителей, и школе нельзя отставать. Но надо помнить и понимать, что дистанционное обучение налагает большую ответственность в первую очередь на самих учеников. Вот что и не нравится родителям – надо постоянно контролировать, напоминать детям о необходимости заниматься».

Когда жизнь прожита не зря

Педагог в сельской местности всегда имел уважение и авторитет. К нему шли за советом, помощью. Пользуется ими и Владимир Александрович. Не случайно он является депутатом Районного Собрания трех созывов. Чаще, конечно, идут как к профессионалу в сфере образования, но и других вопросов у населения много. Вот, например, сейчас идет ремонт дороги Бабынино-Утешево. Сколько у людей радости! Как долго ее ждали и надеялись на решение этой проблемы.

«Когда удается решить задачу такого масштаба, можно считать, что жизнь прожита не зря, – смеется Владимир Александрович. – Я не говорю, что это исключительно моя заслуга, нет! Целый коллектив бился над этим – депутаты местного уровня, главы местной и районной администраций. Но главное – надо было убедить депутатов Районного Собрания в том, что это одна из первоочередных задач для района, ведь Утешево – Куракино – Воронино – это треть района! Такой большой участок нельзя оставлять без нормальной связи с центром, остальным районом. Как пример: был момент, когда в Щелканово открыли спорткомплекс, и некоторые наши жители, особенно молодежь, зашевелились: будем ездить туда – дорога-то есть! То есть, людям не важно, что они повезут свои деньги в другой район, будут работать на развитие спорта, культуры или еще чего в другом месте – они просто хотят чем-то заниматься и ищут более доступные для этого пути.

Ряд депутатов и я в том числе, обращались с запросами в министерства, правительство области. Много сделало для положительного решения задачи районное руководство. В подобных случаях один в поле не воин. Но я бесконечно рад, что участвовал в этом, и скоро мы увидим конечный результат.

А если говорить о том, что хотелось бы еще сделать, то меня, как директора школы, серьезно волнует вопрос нормализации денежных взаимоотношений в сфере образования. Уточню. Я возглавляю бюджетную комиссию. Когда мы принимали бюджет, пришлось убеждать депутатов в необходимости направления средств в школы по разным направлениям. Вы заметили, сколько за последнее время по школам сделано? Такого никогда не было! И это касается не только крупных школ – они и так всегда необходимое получали, но и маленьких. Хочется, чтобы распределение велось пропорционально, чтобы средства получали все и регулярно, чтобы не дать деревенским школам затухнуть. Потому что, хоть и говорят, что школа не спасет деревню, да, она не спасет, но даст стимул и толчок жизни. Вы посмотрите: приезжает человек в населенный пункт, первое, о чем спрашивает – наличие инфраструктуры: школы, садика. А уже потом всего остального».

Беседовала Л. НИКОЛАЕВА, фото автора.

Новости ВРФ