12+
26 апреля 2024, пятница

Зинаида Алешечкина: "Спасибо за заботу"

24.01.2022
Зинаида Алешечкина:

Поселок Воротынск, основанный более 120 лет назад при железнодорожной станции для проживания рабочих, расположился в нескольких километрах от превратившегося в село некогда старинного уездного города Воротынск.

Половину этого более чем векового срока существования поселка в нем проживает ветеран труда Зинаида Никитична Алешечкина, отработавшая на железной дороге тридцать лет. Чтобы познакомить читателей со старожилом поселка и рассказать частичку истории Воротынска, какой ее запомнила Зинаида Никитична, я встретился с ней в ее небольшой, но уютной квартире, полученной в 2017 году по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципальных образований Калужской области.

Несмотря на то, что пожилой женщине в августе прошлого года исполнилось 85 лет и у нее проблемы со здоровьем, Зинаида Никитична с удовольствием пообщалась и рассказала много интересного о себе, о поселке и его окрестностях.

– Родилась я в д. Спас, входящей тогда в состав Тульской области, в домике возле монастыря. В семье у нас было трое детей, отец работал бригадиром вместе с мамой в колхозе, – начала рассказ о своей нелегкой жизни Зинаида Никитична. – Когда мне было пять лет, началась война. Но я помню, как мы провожали папу на фронт, и он, стоя у военкомата в Калуге, держал на руках моего восьмимесячного младшего брата Николая и говорил «Ну деточка, прощай!».

Осенью, когда начали бомбить железнодорожный мост через Угру и дети и взрослые прятались в подвале монастыря, что был разорен еще до моего рождения и в нем был колхозный зерносклад. А когда закончилась бомбежка, мы вернулись домой, и я увидела немцев. Они приехали на мотоциклах со стороны д. Сокорево. Был такой большой шум и треск, все попрятались по домам. Вечером нас согнали в одну комнатку с соседями, а они стали жить в освободившихся домах.

Когда выпал снег и наступили холода, немцы стали раздевать стариков, снимали с них валенки, а с женщин теплые платки. Было страшно, – Зинаида Никитична, задумалась и, вытирая повлажневшие глаза платочком, после затянувшейся паузы продолжила свои воспоминания. – Потом пришли наши солдаты, а немцы побежали в д. Плетеневку. Стреляли много, один раз снаряд попал в монастырь, крест согнулся, но устоял... У нас была корова в сарайчике спрятана, ее мы с мамой ходили кормить и доить, а при обстрелах и взрывах прятались в глубоком снегу, который был мне по грудь...

Когда нас освободили, в здании сельсовета д. Спас открыли школу, в которой мы учились. Детей было много, помещение тесное, но мы не унывали. После школы помогала маме в колхозе, а когда я подросла и окончила семилетку, устроилась работать на швейную фабрику в Калуге.

В пятидесятых годах я уволилась и растила племянника Сергея, а в шестидесятом году устроилась работать на станцию Воротынск. Сначала чистила стрелки, потом меня поставили работать сигналистом – подавала специальные сигналы на путях во время ремонтных или профилактических работ вблизи движущихся поездов. Обучившись, стала работать оператором поста централизации – переводила стрелки, тогда еще стояла полуавтоматика с применением человеческой силы, и управляла сигналами с пульта поста управления. Эта работа была очень ответственная и нервная, но я с ней справлялась хорошо. Когда должность сократили, последние пять лет до пенсии работала в п. Бабынино на переезде.

В общей сложности Зинаида Никитична отработала на железной дороге тридцать лет. Ее труд был отмечен многими грамотами и благодарностями руководства.

Пятьдесят лет ветеран труда прожила в одноэтажном деревянном доме, построенном еще в 1906 году купцом Прониным для рабочих по адресу ул. Привокзальная 5, который после расселения жильцов был несколько лет назад снесен. – Хотя я сейчас живу со всеми удобствами, а закрою глаза и вижу барак, ставший за полвека мне родным, – вытирая набежавшие слезы, продолжила говорить моя собеседница. – Дай Бог здоровья Путину, за то, что переселил нас из бараков, и я на старости живу сейчас со всеми удобствами в теплой квартире! – несколько раз повторила пожилая женщина, ветеран труда, рядом с которой стояли прислоненные к стене костыли.

И хотя личная жизнь у Зинаиды Никитичны не сложилась, она не чувствует себя одинокой, ее постоянно навещает племянник, которого она вырастила. Часто заходят друзья Сергея, его тезка Сергей Семичастнов с супругой Ольгой, которые помогают по хозяйству, моют полы, их я и попросил организовать встречу с Зинаидой Никитичной. За время разговора ей несколько раз звонили знакомые, но их хозяйка ласково просила перезвонить позже, т.к. была занята.

Уходя, я пожелал этой скромной женщине, которую война лишила детства, тридцать лет честно отработавшую на железной дороге здоровья и долгих лет жизни.

О. ЦАПЕНКО.

Фото автора и из архива З. Алешечкиной.

Новости ВРФ